4 июля стартует водный поход на байдарках «Игринская миля» по реке Лоза от поселка Игра. Любители водного туризма из «Общества спасения на водах в Удмуртской Республике» на 10 байдарках пройдут за три дня около 10 миль (20 км).
На стоянках добровольцы РОО «ОСВОД в УР» будут проводить теоретические и практические занятия по топографии, тактике и стратегии туристского похода. Особое внимание будет уделено темам безопасности в походе: причины травматизма, действия в экстремальных ситуациях, спасению человека на воде.
Поход «Игринская миля» пройдет 4-6 июля и посвящен Дню работников морского и речного флота и ряду других памятных дат России.
Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике напоминает: при плавании на любом туристском судне каждый участник должен иметь спасательный жилет. Его необходимо одеть и застегнуть, а поддерживающий ремень – подогнать по длине и застегнуть. Не полностью застегнутый спасательный жилет хуже, чем его отсутствие. Использование спасательных жилетов и касок в туристских походах любой категории сложности должно стать нормой.
Помимо отсутствия индивидуальных спасательных средств, одной из наиболее распространенных причин аварий является потеря ориентировки и вследствие этого попадание в сложное и опасное место, а также потеря ориентировки при прохождении отдельных препятствий и отклонение из-за этого от намеченной линии движения. Чтобы этого не случилось, при подготовке похода необходимо тщательно разобрать, изучить и запомнить ориентиры каждого серьезного препятствия, причем ориентиры хорошо заметные и постоянные.
На горных реках такими ориентирами могут быть скалы, осыпи, бомы, вершины характерной формы или цвета, каменные острова, не заливаемые в самую высокую воду, хорошо разработанные долины и устья крупных притоков, отдельно стоящие деревья необычной формы или редкой породы. Не могут быть ориентирами мелкие притоки, так как они иногда пересыхают и плохо видны с реки. Не могут быть ориентирами также любые притоки, если они впадают в реку там, где она разбивается на протоки. При подготовке похода каждому препятствию нужно составить ориентиры, характерные для этого препятствия, наметить место для причаливания и проведения разведки и определить расстояние, на котором нужно причалить ещё до подхода к препятствию.
Чтобы правильно выбрать линию движения при прохождении сложного и опасного препятствия, проводят тщательно и правильно организованную разведку его с берега. Это является необходимым условием безаварийного преодоления подобных препятствий.
Очень важно правильно оценить сложность и опасность каждого препятствия для того, чтобы принять нужное решения о способе его прохождения, мерах безопасности, страховке. Никогда не следует безоговорочно доверять прочитанному в отчете или книге описанию препятствия. Достаточно немного измениться уровню воды и данное препятствие может настолько изменить свой вид, что придется менять даже способ его прохождения. Поэтому каждое серьезное препятствие должно быть обязательно разведано. Нельзя начинать прохождение препятствия, не найдя первого ориентира, в надежде привязаться к нему где-нибудь дальше. Ведь при входе в препятствие обстановка осложнится, потребуется усиленное внимание на выполнение маневров и тогда уже пытаться войти в цепь ориентиров будет очень трудно.
Длинная цепь ориентиров трудно запоминается, поэтому разведывать и запоминать ориентиры в зависимости от сложности препятствия нужно на участке длиной 200-500м. Длина этого участка зависит и от сложности линии движения. Желательно, чтобы на разведанном и проходимом в один прием участке было не более пяти-шести ориентиров. Ориентиры должны быть выстроены в последовательную цепь, каждый последующий ориентир должен быть хорошо различим от предыдущего. Каждое изменение линии движения: поворот, переход от одного берега к другому и т.п. должен быть обозначен своим ориентиром.
Переходя к оценке конкретных препятствий, можно сказать, что риск допустим только при наличии высокого спортивного мастерства, только в тех случаях, когда есть время и реальная возможность обеспечить должный уровень безопасности, т.е. обеспечить действенную страховку. Действенной называется такая страховка, которая со 100 процентной вероятностью позволяет ликвидировать последствия аварий, т.е. ещё до начала следующего опасного препятствия спасти людей и выловить суда в случае их переворота. Если должный уровень безопасности обеспечить нельзя, то риск недопустим.
Страховка организуется там, где жизни туриста угрожает опасность вне зависимости от протяженности опасного участка, опыта туристов, категории сложности путешествия. Основная задача страховки - в случае аварии быстро, до попадания аварийного экипажа в следующее препятствие, выловить экипаж и судно, не допустив травм экипажа и поломки байдарки, лодки и плота. Конкретная основная цель всякой страховки - подать терпящему действие экипажу или отдельным его членам конец спасательной веревки, закрепленной на берегу. Когда спасательная веревка натянется, люди или судно “маятником” будут прибиты к берегу.
В аварийной ситуации необходим постоянный самоконтроль и контроль за обстановкой на реке. Если турист сброшен в воду с плота или лодки, он должен пытаться догнать судно и взобраться на него, независимо от того, в каком положении оно находиться. Перевернувшись с байдаркой, нужно выплыть и держаться за неё. Плывя вместе с судном, надо стараться как можно быстрее пристать к берегу. Находясь в воде, необходимо помнить об основных опасностях- ударах о камни, сбоях в дыхании и переохлаждении. За последние годы отмечено несколько случаев гибели очень опытных туристов, оснащенных всеми необходимыми спасательными средствами. По-видимому, здесь можно выделить одну общую причину - потеря самоконтроля в результате длительного действия одного из перечисленных выше факторов.
Чтобы ослабить удары о камни, необходимо занять в воде правильное положение – поднять и слегка согнуть ноги. От удара о камни можно защищаться также лодкой или байдаркой. Удары о камни наиболее вероятны на сложных участках реки. Поэтому, если впереди серьёзное препятствие: крутой водослив, водопад, частые камни, лучше бросить судно и самому добраться до берега. Если до начала опасного участка до берега добраться уже нельзя, можно зайти в “тень” камня и там дождаться подачи спасательного конца с берега. Удары о камни чаще всего проходятся на конечности, что менее опасно. Удары по жизненно важным центрам могут вызвать потерю сознания или болевой шок, что очень опасно. На горных реках с сильно вспененной водой подъемной силы в 16 кг обычного спасательного жилета может оказаться недостаточно для того, чтобы предохранить человека от сбоев дыхания и захлебывания в валах. Для таких рек необходим спасательный жилет с подъемной силой 22-24 кг. Полезен в этом случае надувной воротник на спасательном жилете.
Большую опасность представляет переохлаждение организма. При плавании в холодной воде горных рек, особенно весной, переохлаждение наступает очень быстро. Поэтому при подходе к опасным участкам следует одевать шерстяные вещи, ведь шерсть, даже мокрая, лучше сохраняет тепло. Попав в воду, необходимо контролировать время пребывания в воде и всеми силами стараться его сократить.
Если за пять-семь минут не удалось причалить к берегу с байдаркой или лодкой самостоятельно или с помощью страховки, организованной с берега, нужно бросать судно и прибиваться к берегу самому. Этот лимит времени требует четких и быстрых действий также и от страхующих.
В любом водном походе продукты, которые могут подмокнуть и от этого испортиться, необходимо хранить в герметичной упаковке, удобной для повседневного контроля за их расходованием и состоянием. При перевороте судна бывают случаи запутывания в веревках. Поэтому каждый турист должен иметь нож в ножнах для того, чтобы в случае необходимости быстро разрезать веревку. Каждому туристу следует также иметь спички в непромокаемой упаковке, чтобы развести костер, если придется выбраться с берега отдельно от группы. Если маршрут проходит в ненаселенной местности, хлеб необходимо заменить сухарями и мукой, а продукты взять на весь маршрут.
При проведении похода с подъема против течения и волоком необходимо тщательно отбираться снаряжение, чтобы не иметь ничего лишнего. Любое упущение может стать либо косвенной причиной аварии, либо усугубить последствия уже произошедшей аварии. Но правильно подобрать снаряжение ещё недостаточно, необходимо также проверить его исправность, а в случае необходимости и отремонтировать. Например, при проведении байдарочного похода по горно-таежным рекам необходимо серьезно укрепить кильсон, нижний пояс стрингеров и всю конструкцию байдарки. На не очень сложных реках с высотой валов более 0,3 м необходимо оборудовать байдарку фартуком, позволяющим легко покинуть байдарку при перевороте.
Обеспечение безопасности при плавании на байдарках
По способам осуществления страховку различают: с воды, с берега и взаимную на воде. Наиболее действенна страховка с воды. Для страховки с воды выделяется байдарка с полным экипажем.
В случае переворота проходящей препятствие байдарки страхующая байдарка должна как можно скорее подойти в аварийной. Если аварийная байдарка и экипаж плывут отдельно, необходимо сначала спасать людей, затем байдарку, а уж потом отдельные предметы снаряжения, которые могут выпасть из байдарки. Отдельно плывущему человечку не следует пытаться влезть в страхующую байдарку, подошедшую к нему. Он должен взяться за корму байдарки слегка вылезть на нее, не нарушая равновесия. После этого страхующая байдарка подводит его к берегу. С берега применяется страховка с бросанием спасательного конца и страховка с подачей спасательного конца с помощью “кораблика” или спиннинга. Береговая страховка любым способом должна быть задублирована для большей надежности, т.е. должно быть выставлено два последовательных поста страховки через 30-50 м.
В ряде случаев, особенно при движении в каньонах, щеках, очень трудно или просто невозможно организовать страховку с воды или с берега. В этих случаях две или три байдарки движутся с взаимной страховкой. Наибольшей опасности подвергается экипаж первой байдарки, так как выбирает линию движения он. Экипаж второй и третьей байдарок, следует за первой , почти освобождены от необходимости выбора линии движения, поэтому они и осуществляют страховку. В основном это делает экипаж второй байдарки. Вторая байдарка должна быть снабжена страховочным концом. Экипаж ее должен быть достаточно сильным и опытным. В случае аварии методика действия страхующей байдарки такая же, как описано выше. При взаимной страховке байдарки идут теснее, чем обычно, на расстоянии 20-30 метров.
Довольно часто аварии возникают при навале байдарки на какое-нибудь препятствие: камень, корягу, низко нависающие стволы или ветви деревьев, завал. В большинстве случаев такой навал заканчивается переворотом и поломкой байдарки и прижатием её к препятствию, на которые произошел навал. Особенно опасны стволы ветви деревьев, коряги, завалы. Когда быстрое течение затягивает байдарку, под низко нависающие стволы и ветви деревьев, нужно, если позволяет высота, постараться пригнуться как можно ниже и пройти, не теряя скорости. Можно также, если байдарка без руля, попытаться выйти из затягивающей струи обратной греблей. Нельзя хвататься руками за нависающие ветви, так как байдарку будет затягивать сильнее и вероятность переворота при этом ещё больше увеличиться. Очень опасен навал на корягу, так как своими разветвлениями она может проткнуть оболочку и прочно захватить байдарку. При навале на камень, если байдарку прижимает носом или средней, находящейся между гребцами частью трудно избежать переворота. Если же байдарку наваливает кормой, начиная от второго гребца, то можно попытаться избежать переворота открениванием байдарки декой к камню, а не наоборот. При любом откренивании вода должна подтекать под байдарку, а не давить на её погруженную в воду часть. Откренившись в сторону камня, необходимо быстро, используя инерцию байдарки и скорость течения, пройти мимо камня в свободную воду.
При навале байдарки на камень экипаж должен постараться удержаться на камне или за камнем в его “тени”, где нет течения, а затем влезть на него. В этом случае остальные участники группы не медленно начинают спасательные работы.
Если байдарка находиться на камне вместе с экипажем, первой задачей спасательных работ является подача терпящим бедствия туристам конца спасательной веревки. Спасательный конец подаётся с берега броском, с помощью спиннинга или “кораблика”. Аварийный экипаж, приняв спасательный конец, привязывает его к обвязке байдарки в той её части, которая находится дальше от берега, с которого ведутся спасательные работы. Другой конец спасательной веревки должен быть закреплён на берегу выше по течению. Вторая задача - снять байдарку с камня. Сделать это обычно очень трудно, т.к. течение сильно прижимает середину байдарки камню. Аварийному экипажу нужно попытаться приподнять над водой ту часть байдарки, которая находиться дальше от берега и вылить из неё воду. С берега в это время подтягивают спасательный конец.
Когда течение полностью стащит байдарку с камня, выбранная часть веревки закрепляется и байдарка “маятником” прибивается к берегу. Если с помощью облегчения одной части байдарки снять её с камня не удаётся, необходимо разрезать оболочку в средней части байдарки.
Наиболее опасно попадание байдарки в завал. Завалы чаще всего непохожи друг на друга и, поэтому, трудно дать исчерпывающие рекомендации по спасательным работам в завалах. Главная опасность завала - подсос воды. Он не одинаков по всей ширине завала: чем более глубоко находятся в воде бревна завала, тем подсос потока сильнее. При попадании в завал, прежде всего, нужно попытаться выбраться из него. Если выбраться на завал в данном месте нельзя, нужно уходить из области сильного подсоса в область более слабого. Только оказавшись в полной безопасности, нужно приступать к спасению байдарки. Байдарку, пользуясь боковыми течениями, нужно так же выводить в область слабого подсоса. Здесь можно будет перевернуть байдарку, вылить из неё воду, а за тем либо сесть в неё, либо транспортировать в более удобное место. Очень опасен завал с острыми сучьями, которые могут привести к травмам экипажа или пропороть оболочку байдарки (источник: tourmuseum.ru/).
© "МЧС России 2014"