Как известно, в детской городской поликлинике № 9 по адресу Ижевск, ул. 30 лет Победы, 5а и в поликлинике по адресу Ижевск, ул. Холмогорова, 43 без согласия педиатров и родителей детей были установлены видекамеры в кабинетах поликлиник.
Вчера, 12 декабря в Прокуратуру Удмуртской Республики поступило обращение от родителей детей, прикрепленных к детской поликлинике №9 в Ижевске. Родители протестуют против незаконного видеонаблюдения, организованного администрацией больницы в кабинетах участковых педиатров, начиная с 6 декабря. В возмущении против грубого нарушения принципа врачебной тайны с родителями солидарны детские врачи и созданный ими независимый профсоюз "Действие", оказавший родителям помощь в подготовке обращения в прокуратуру.
Текст обращения в прокуратуру выложен на страничке в ЖЖ Андрея Коновала
текст обращения в прокуратуру:
Прокурору
Удмуртской Республики
Панову С.В.
от Байкузина Линара Харисовича
Уважаемый Сергей Валентинович!
10 декабря 2013 г. я вместе со своим несовершеннолетним сыном Артемом (возраст 15 лет) пришел на прием к участковому терапевту Останиной Э.Н. (участок №26 , кабинет № 218) в детскую городскую поликлинику № (здание по адресу 30 лет Победы, 5а). В ходе приема мой сын Артем обратил внимание на видеокамеру, расположенную под потолком кабинета таким образом , что в поле ее зрения попадал и врач и пациент. В ответ на мои вопросы Останина Э.Н. сообщила, что камера установлена в ее кабинете 6 декабря без согласования с нею и вопреки ее возражениям неизвестными лицами по распоряжению администрации БУЗ УР "ДГП №9". Аналогичные камеры установлены во всех кабинетах в данном здании, а также в кабинетах другого здания ДГП №8, расположенного на на ул. Холмогорова.
Я отправился в кабинет главной медсестры поликлиники Ившиной Алевтины Федоровны и спросил ее, на каком основании установлена система видеонаблюдения за приемом детей в кабинетах педиатров. Заведующая сказала мне, что камеры установлены для нашей же безопасности на основании федерального закона, однако пояснить, каким образом видеосъемка и видеозапись приема пациентов способствует их безопасности и как называется закон, на который она ссылается, - не смогла.
Я вернулся в кабинет терапевта и узнал, что мой сын Артем отказывается раздеваться в кабинете, где установлена видеокамера, считая это унизительной процедурой. Тем самым был сорван нормальный процесс проведения медицинского осмотра моего ребенка.
Посчитав, что имею дело с грубым нарушением законодательства, я зафиксировал путем видеосъемки на свой фотоаппарат наличие видеокамеры в кабинете врача Останиной, а также в кабинете врача А.Логиновой.
По словам сотрудников поликлиники, которые общались с работниками, устанавливавшими видеокамеры, данная аппаратура позволяет вести удаленное видеонаблюдение и видеозапись, соединена с системным узлом в отделе регистратуры в данном здании, а также с кабинетами руководства ДГП №9 в здании на ул. Холмогорова (скорее всего, с кабинетом главврача Красновой Н.А. и ее заместителя по хозяйственной части Курсаковой И.И.). И по словам лиц, которые монтировали систему видеонаблюдения, заработать в регулярном режиме она должна была с понедельника, 9 декабря 2013 года. То, что так это и было, подтверждается Останиновй Э.Н. и другими медработниками, которые наблюдали 9 и 10 декабря в отделе регистратуры активно мигающие индикаторы на установленной аппаратуре системы видеонаблюдения. Факт этого подтверждается видеозаписью, сделанной Останиной и выложенной в сети Интернет по адресу .
А 6 декабря, когда систему смонтировали и запустили в тестовом режиме, изображения из кабинетов терапевтов во время приема детей наблюдали на экране компьютера в отделе регистратуры как наладчики, так и многие сотрудники поликлиники.
Таким образом, можно считать уже свершившимся факт нарушения статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" о соблюдении врачебной тайны.
Мною 10 декабря было специально исследовано здание на предмет наличия объявлений о ведении видеозаписи и видеонаблюдения в поликлинике. Таковых объявлений мною не было обнаружено. В кабинетах терапевтов были обнаружены новенькие ширмы, однако камеры расположены под потолком таким образом, что скрыть детей от их наблюдения ширмами невозможно. При этом, терапевты не получали никаких распоряжений от администрации о пользовании ширмами, в должностные обязанности участковых врачей и медсестер, как мне удалось выяснить, установка и уборка ширм не входит, на это у них совершенно и нет времени.
Из средств массовой информации я узнал, что заместитель министра здравоохранения Удмуртской Республики Людмила Гузнищева заявила журналистам, что камеры видеонаблюдения установлены в кабинетах педиатров для "безопасности как врачей, так и пациентов", а также для того, чтобы "вести контроль деятельности медперсонала". При этом прикрепленные к поликлиникам пациенты извещены о нововведениях не были, согласия на видеонаблюдение не давали. Никаких официальных распоряжений и пояснений не получили и участковые врачи и медсестры поликлиники. Контроль деятельности медперсонала с помощью систем видеонаблюдения, насколько мне известно, не предусмотрен трудовым законодательством РФ.
Я, как и ряд иных, известных мне родителей детей, прикрепленных к ДГП №9, возмущен действиями Минздрава УР и руководства поликлиники, потративших крупную сумму денег (оценочно - около 100 тыс. руб.) на бессмысленное с точки зрения обеспечения безопасности оборудование.
Более того, мы полагаем, что чиновники подвергли наших детей серьезному риску, создав условия для возможного попадания видеозаписей медицинского приема детей в чужие руки - в том числе, не исключено, что и в руки педофилов. Нас не устраивает, что какой-то незнакомый нам сотрудник администрации поликлиники имеет (иди будет иметь) доступ к подобным видеозаписям и системе видеонаблюдения.
Считаем, что режим видеонаблюдения скажется неблагоприятно на психологической стороне работы врачей и медсестер при оказании медицинских услуг детям. Мы видим, в каком напряженном темпе вынуждены работать сотрудники поликлиники, чтобы успеть обслужить всех детей, каким физическим и психологическим нагрузкам они подвергаются.
Полагаем, что при закупке и установке данного дорогостоящего оборудования, не имеющего практической пользы, зато создающего угрозу соблюдению врачебной тайны и праву гражданина на частную жизнь, присутствовала личная корыстная заинтересованность должностных лиц.
Просим:
- установить и наказать должностных лиц, виновных в создании ситуации нарушения врачебной тайны согласно вышеприведенным фактам;
- принять меры по немедленному демонтажу видеокамер из кабинетов участковых врачей-педиатров в ДГП №9;
- установить, на какие средства были приобретена и установлена видеосистема, законность процедуры приобретения, исследовать возможную корыстную заинтересованность должностных в этом вопросе,
- дать общую оценку законности происходящего и, в случае необходимости, принять меры прокурорского реагирования.
Байкузин Л.Х. (подпись)
К жалобе Байкузина Л.Х. присоединяемся (родители детей-пациентов ДГП №9).
Подписи: