По проблемам в жилищно-коммунальной сфере граждане могут обратиться не только в прокуратуру
В органы прокуратуры республики поступает значительное количество обращений и жалоб граждан по вопросам нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, рассмотрение которых не всегда относится к компетенции органов прокуратуры. В связи с этим прокуратура республики разъясняет, что контрольно-надзорными полномочиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства и соответствующей компетенцией при рассмотрении обращений граждан обладают Государственная жилищная инспекция при Минстрое УР, Региональная энергетическая комиссия УР, Управление Роспотребнадзора по УР.
В соответствии с установленной компетенцией Государственная жилищная инспекция при Минстрое УР вправе проводить проверки в том числе по вопросам соблюдения законодательства при создании ТСЖ, выборе членов правления и председателя правления ТСЖ, при выборе управляющей организации многоквартирного дома, утверждении условий договора управления многоквартирным домом, утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определении размера и внесении платы за коммунальные услуги.
Также к полномочиям Государственной жилищной инспекции при Минстрое УР отнесен надзор за исполнением управляющими организациями обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов (своевременное проведение ремонта, выполнение работ по уборке мест общего пользования и придомовой территории), предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества, обеспечению доступа граждан к информации, обязанность раскрытия которой возложена на ТСЖ, ЖСК, управляющую организацию (общая информация об организации, сведения о тарифах на коммунальные услуги, показатели финансово-хозяйственной деятельности и др.).
Региональная энергетическая комиссия УР осуществляет надзор за применением регулируемых тарифов в электроэнергетике и сфере теплоснабжения (тарифы на тепловую энергию, электроэнергию, газ).
Управление Роспотребнадзора по УР наделено полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением прав граждан как потребителей, в том числе за исполнением управляющими организациями обязанности по предоставлению достоверной и полной информации об оказываемых услугах в платежных документах за использование коммунальных услуг, соблюдением управляющими организациями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В случае неисполнения управляющей организацией правил благоустройства при содержании придомовой территории, граждане также вправе обратиться в местную администрацию.
По вопросам нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства граждане вправе обратиться с заявлениями в перечисленные контрольно-надзорные органы для рассмотрения их в рамках предоставленной этим органам компетенции.
В случае несогласия с результатами проверки по обращению, решением, принятым уполномоченным органом, граждане вправе обжаловать действия должностных лиц указанных ведомств вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или в суд.