Башкирия встряла в «Лайф из гуд»
Вопли и стоны пайщиков ЖСК «Лайф из гуд» начались только после его проверки прокуратурой. Причем вопли типа «Зачем проверяют? Здесь все хорошо». В Уфе око государево пригляделось еще и к кооперативу «Бест Вей», связанному с «Лайф из гуд». В результате обе конторы внесены ЦБ РФ в список компаний с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. Самое смешное, что перед этим грамотные люди прочитали аналитику о мошенническом характере этих организаций, но вступили в них.
— Ездили в Казань, Самару, Уфу на собрания, держались за руки, пели оптимистичные речевки, кушали торты в «большом семейном кругу», слушали пайщиков, «купивших» квартиры, — рассказывает женщина, у которой в это разводилово угодила сестра. — Я специально с ней поехала. Там использовали методы НЛП. В общем, потеряла она свои 350 тысяч рублей. Это к лучшему, потому что могла бы потерять и больше.
Со времен «МММ» многие не понимают, что пирамида — это нарушение закона, пирамида — это когда нет ни активов, ни производственной, ни финансовой деятельности. Увы, в текстах СМИ пирамида не соседствует со словом «преступление».
Устроено большинство пирамид так: владелец выделяет из всех присвоенных взносов на антураж счастья, имидж и мотивацию первой волны пайщиков примерно 20 процентов прибыли. Это важно, потому что «перваши» тащат в нее своих знакомых, друзей. От прибыли второй волны на дальнейшее оболванивание выделяется еще 10 процентов. В зависимости от ситуации, некоторые бонусы докатываются до четвертой волны, пятая и шестая идут по инерции, и к этому времени вся прибыль уже перепрятана.
Хозяева или изначально за границей, или перебираются туда после шума. Когда исполнителей начинают искать оперативники, имущества и счетов юридического лица нет. Есть исполнители, допросы которых ничего не дадут. Об этой типичной схеме мне рассказали полицейские еще восемь лет назад, но с тех пор ничего не изменилось. Кстати, даже пайщики второй волны не могут вернуть весь свой пай.
Им платят из их же взноса «бонусы», иногда до 70 процентов от их вложений. То есть они отделываются легко, но теряют репутацию, друзей.
Я знаю человека, юриста, который досконально знал эту систему. Он в числе первых принес в пирамиду миллион, а через две недели показал владельцам грамотный иск в суд и заявление в полицию о том, что ему не возвращают вклад и кооператив не ведет хоздеятельности.
Ему сразу же вернули миллион и еще 400 тысяч сверху, чтобы он не поднимал шума. Потому что кооператорам надо было собрать урожай с бабушек и дедушек.
Потому что после первых же заявлений в органы у такого финансового предприятия сразу арестовываются счета. Если заявления поданы, а счета активны, значит, кто-то в органах или не расторопен, или...
Никто из вкладчиков не задумался о том, что «Лайф из гуд» зарегистрирована в Центральной Америке, в Белизе, не числится в спецреестре Центробанка.
Судя по материалам СМИ, не удалось найти пайщиков кооператива, получивших квартиры через год. Возможно, сейчас счета этих компаний уже арестованы. Если вообще есть, что арестовывать. Опять же никого не ввергла в сомнение ставка в размере 20 процентов годовых. Ни одна легальная компания не может себе позволить выплачивать такие дивиденды сегодня. И опять же, повторюсь, бонусы, полученные пайщиками первой волны от привлеченных клиентов — это слабое утешение, если не удастся получить квартиру или хотя бы вернуть свой вклад. Вспомните клиентов «Золотого запаса». До сих пор не слышно, чтобы кто-то уже с решениями суда на руках получил свои вклады.
Пока известно, что несколько тысяч вкладчиков «Бест вея» написали петицию в поддержку этой организации. Увы, история ничему не учит.
Эмиль Мусин Журналист