фото: proforientator.ru
Распоряжение от 18 мая 2019 года №979-р. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено установление Правительством России квоты приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счёт федерального бюджета.
Комментарий Заместителя Председателя Правительства Татьяны Голиковой к распоряжению от 18 мая 2019 года №979-р на совещании с вице-премьерами 20 мая 2019 года
Т.Голикова: Мы долго готовили этот документ. Такой документ Правительством Российской Федерации выпускается впервые. Сделан он во исполнение изменений в закон об образовании, которые вступили в силу с 1 января 2019 года. В развитие того, о чём Вы сказали, хочу акцентировать внимание вот на чём. Впервые предоставляется возможность регионам давать свои заявки на целевой приём в высшие учебные заведения в рамках контрольных цифр, и регионы вправе из любого населённого пункта, который у них есть, направлять детей на целевое обучение. Хочу отметить, что особенностью этого первого документа является то, что по программам ординатуры, которые формирует Министерство здравоохранения, квоты установлены в разрезе регионов, на территориях которых могут быть трудоустроены выпускники. Это важно, потому что прямо указаны конкретные территории, и это очень чётко увязано с показателями национального проекта «Здравоохранение» – той его части, которая связана с кадровым обеспечением.
По остальным специальностям и направлениям подготовки квота установлена для трудоустройства на территории любого субъекта, и сейчас регионы и вузы вправе при заключении этих соглашений выверить, куда конкретно направлять соответствующего специалиста. Примечательно, что 100-процентная квота на целевой приём установлена по таким специальностям, как техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажных комплексов боевых летательных аппаратов, а также по таким специальностям ординатуры, как токсикология и детская урология и андрология, то есть там чётко 100% – это целевой приём.
Как вы знаете, недавно на медиафоруме с участием Президента поднимался вопрос о том, чтобы увеличивали квоты для жителей сельской местности. Я хочу сказать, что порядок, который мы с вами приняли в феврале, предоставляет именно такие возможности для привлечения ребят, которые проживают на селе, обучаться в рамках целевого приёма. Уже на этапе заключения договора о целевом обучении регион может определить конкретный город или конкретное село, из которого на учёбу будет направлен соответствующий выпускник. Это даёт возможность регионам закреплять в сельской местности и, соответственно, обуславливать возвращение молодого человека после того, как он выучится, на ту территорию, с которой он был направлен на целевое обучение.
При этом хочу обратить внимание, что регионы в свою очередь должны обеспечить качественную подготовку выпускников школ, потому что наличие договора целевого обучения не означает отсутствия конкурса. Конкурс всё равно присутствует среди таких целевиков, как и среди тех, кто был направлен с соответствующей территории.
Как это работает? Вуз из соответствующего объёма контрольных цифр приёма выделяет долю по тем процентам, которые мы установили. Если эта доля не будет выбрана, оставшийся объём может быть отправлен на общий конкурс, то есть эти квоты не пропадут. Если у соответствующего министерства есть необходимость перераспределить между вузами то, что мы установили, то по согласованию с Правительством такое допускается.
В дополнение к этому я бы хотела обратить внимание на одно событие, которое произошло 15 мая: Министерство науки и высшего образования утвердило контрольные цифры приёма уже на 2020/2021 учебный год. Почему на это обращаю внимание? Потому что было поручение Президента, чтобы, утверждая контрольные цифры приёма, мы максимально соответствовали тем кадровым потребностям по нацпроектам, которые имеются или которые появятся в предстоящие годы. Я проводила соответствующее совещание с коллегами из всех министерств, в ведении которых находятся отраслевые вузы, и мы в общем пришли к консенсусу. Мы рассматривали заявки регионов, отраслевых министерств, а также таких государственных корпораций, как «Росатом» и «Роскосмос». Общий объём контрольных цифр приёма составил 509,2 тыс. мест. По уровням образования он распределился следующим образом: по программам бакалавриата и специалитета 57% выпускников школ могут поступать, по программам магистратуры – не менее 20% бакалавров и специалистов.
По сравнению с прошлым годом на 12,8 тыс. мест увеличились объёмы для вузов, расположенных в 43 субъектах. Наибольший прирост получили вузы, которые располагаются на территории Новосибирской области, Республики Башкортостан, Свердловской области и Алтайского края. Также хотела бы обратить внимание, что увеличение произошло по 28 группам направлений. Больше всего – по информатике и вычислительной технике, затем – по образованию и педагогическим наукам, и затем – по клинической медицине. Это чётко соответствует тем приоритетам, которые обозначены как национальные.
Должна ещё сказать, что сократились места по экономике и управлению (больше чем на 3 тыс. мест) и по юриспруденции (на 1 тыс. мест). С учётом целей, которые поставлены национальным проектом «Наука», на 10% увеличилось количество контрольных цифр по аспирантуре, что тоже соответствует идеологии национального проекта «Наука».