Информация о проведении проверок предприятий торговли реализующих обувь.
За период с 2010 года и 9 месяцев 2012 года специалистами Управления Роспотребнадзора по УР проведено 94 проверки предприятий торговли, осуществляющих продажу обуви: в 2010 году – 26, 2011 году -37, за 9 месяцев 2012 года – 31. При проведении проверок выявлялись нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей: не предоставлялась информация о продавце – индивидуальном предпринимателе, на потребительской упаковке не предоставлялась информация о товаре и его изготовителе, не предоставлялись документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям (декларации о соответствии либо сертификат соответствия). Всего выявлено не соответствующей требованиям нормативных документов 870 пар обуви, из них импортного производства 606 пар, что составило 3,4 % от проверенного количества, в том числе:
· 2010 году -179 пар, из них 138 пар импортного производства;
· 2011 году -247 пар, из них 144 пары импортного производства;
· 9 мес.2012 года -444 пары, из них 324 пары импортного производства.
За выявленные нарушения продавцы обуви привлекались к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях
Итак, вы решили приобрести обувь. На что, прежде всего следует обратить внимание? Какая информация должна быть вам предоставлена непосредственно продавцом, а какую вы вправе дополнительно у него потребовать? Независимо от того, где вы приобретаете обувь – в магазине, на рынке, на распродаже, вы становитесь участником отношений «потребитель – продавец», на которые в полной мере распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Весь объем предоставляемой потребителям информации может быть условно разделен на две группы - информация о продавце и информация о товарах. В соответствии со ст. 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о продавце, режиме его работы и реализуемых им товарах. Указанная информация в наглядной и доступной форме должна доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Продавец – юридическое лицо, обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске. Продавец - индивидуальный предприниматель, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (ст. 9 Закона).
Статьей 10 Закона установлен перечень информации о товарах, которая должна предоставляться потребителям. При реализации обуви потребителям должна предоставляться следующая информация:
-сведения об основных потребительских свойствах товаров;
-цена в рублях и условия приобретения товаров;
-гарантийный срок, если он установлен;
-правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
-адрес (местонахождения), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
-информация об обязательном подтверждении соответствия товаров установленным требованием; При продаже обуви продавец обязан ознакомить потребителя по его требованию с декларацией о соответствии;
-если приобретаемая потребителем обувь была в употреблении или в нем имеется или устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
При указании цены (стоимости) товара необходимо также учитывать и соблюдать требования, установленные Правилами продажи отдельных видов товаров. В соответствии с указанными Правилами продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара и его цены. На ценнике должны стоять подпись ответственного лица и/или печать организации, а также дата оформления ценника.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике за период с 2010 года и 9 месяцев 2012 года рассмотрено 248 письменных и устных обращений граждан г. Ижевска по вопросам нарушения прав потребителей при покупке обуви, что составляет около 15% от всех поступивших обращений на непродовольственные товары.
Потребители жалуются на обнаружение недостатков в обуви в период гарантийного срока носки и отказ в рассмотрении требования о замене или возврате обуви с недостатками, отказ в проведении экспертизы обуви ненадлежащего качества, отказ в обмене товара надлежащего качества, не подошедшего по форме, размеру, расцветке в течение 14 дней со дня покупки.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на возврат обуви в 2-х случаях:
В случае, если потребителю обувь не подошла по форме, фасону, расцветке, размеру, то он, в соответствии со ст. 25 Закона, вправе обменять обувь надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. В случае отсутствия у потребителя документа, подтверждающего оплату товара, потребитель может ссылаться на свидетельские показания. В случае, если аналогичная обувь отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
В случае, если в обуви обнаружен недостаток (скрытый дефект производственного характера), потребитель вправе потребовать замены на обувь этой же либо другой модели, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, а также возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Не подлежит обмену, возврату или безвозмездному ремонту обувь:
- ношеная с дефектами, образовавшимися вследствие эксплуатации в условиях не по сезону, не соответствующей по назначению, с механическими повреждениями; деформированная в результате неправильной носки, сушки, утерявшая качество в результате химического воздействия, и с другими дефектами, возникшими по вине покупателя;
- отремонтированная покупателем до предъявления магазину (кроме замены набоек или приклейки профилактической подметки, если таковая починка не повлекла за собой образования дефектов).