Глава Росавтодора рассказал о строительстве новых дорог, пользе системы «Платон» и темпах возведения Крымского моста
Руководитель Росавтодора Роман Старовойт в интервью информационному агентству RNS рассказал о ситуации в дорожной отрасли, приоритетных федеральных стройках, а также преображении региональных дорог на средства системы «Платон».
Стратегия развития дорожного хозяйства до 2030 года предполагает ежегодный прирост федеральных дорог на 3,8 тыс. километров. Не считаете ли это слишком амбициозным в условиях жесткой экономии бюджета?
В этом году новая концепция развития дорожного хозяйства России будет утверждена и начнется ее реализация. Эта программа войдет в глобальную стратегию развития страны. Макроэкономическая оценка наших партнеров-разработчиков из Центра стратегических разработок показывает, что в результате реализации наших планов возможно добиться роста экономики страны на 1 процентный пункт ВВП. Для этого от дорожного хозяйства потребуется ежегодный существенный прирост труда, капитала и совокупной факторной производительности отрасли. Нужно добиться ежегодного прироста нового строительства трасс более чем на 3 тыс. километров. К 2030 году протяженность автомагистралей и скоростных автомобильных дорог с разрешенной скоростью 110 км/ч и более должна увеличиться до 20 тыс. километров. А доля автомобильных дорог, являющихся частью международных транспортных коридоров, по которым может осуществляться движение беспилотных транспортных средств, составит около 10 тыс. километров.
Кого-то эти планы и цифры могут шокировать, но это прогнозная оценка. Чтобы добиться этих результатов, надо начинать уже сейчас. Для сравнения, сегодня в работе у Росавтодора более 2 тыс. строящихся километров федеральных дорог. В случае увеличения объемов финансирования мы легко сможем передвинуть сроки ввода их в эксплуатацию на ближайшую перспективу. Кроме того, за счет субсидий и трансфертов Росавтодора регионы построят более 1 тыс. километров дорог регионального значения.
Как оцениваете сегодня ситуацию в российской дорожной отрасли? Она позволяет это сделать?
Мы видим, что ситуация в экономике стабилизируется, это видно и по подрядным организациям, и по региональным заказчикам — отрасль удалось удержать такими большими стройками, как Крымский мост, так как по сути все крупные мостостроительные организации страны работают там сегодня на субподрядах. Мостостроители — это элита в отрасли, их тяжело сначала сокращать, а потом набирать снова.
Сегодня есть предпосылки, что начнется рост в отрасли. Правительство РФ переходит на методы проектного управления, которое предполагает усиление межведомственной работы, поиск необходимых ресурсов для выполнения ключевых показателей развития дорожного хозяйства.
В какую цену сегодня обходится бюджету строительство километра федеральной дороги и как это соотносится с расценками в развитых странах?
За последние два года нам удалось добиться снижения затрат на стройку примерно на 12%. Средняя стоимость километра федеральной дороги второй технической категории (самой распространенной в нашей стране) в однополосном исчислении в 2016 году составила 44 млн рублей. Ранее средняя цена за километровую полосу дороги в России оценивалась в размере более 50 млн рублей. Если говорить о реконструкции дорог, то стоимость таких работ сейчас для второй технической категории трассы еще меньше – 38,2 млн рублей за километр.
Россия далеко не в лидерах среди стран с самыми дорогостоящими трассами. У нас строительство обходится примерно в 2 раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде. При пересчете на рубли в США километр дороги обходится примерно в 127 млн руб., в Канаде – в 163 млн руб., в Германии – в 81 млн руб.
В этом году на федеральной дорожной сети впервые за последние два года планируется начать строительство новых дорожных объектов. Что это за объекты и какова будет стоимость строительства?
Успешно прошли госэкспертизу 40 объектов новых федеральных дорожных объектов строительства протяженностью 220 километров. На их реализацию потребуется около 80 млрд рублей. В числе первоочередных и наиболее значимых объектов: ликвидация последнего грунтового разрыва на трассе «Сортавала» в Карелии, продолжение реконструкции 35-километрового участка трассы «Скандинавия» в Ленинградской области, строительство 16-километрового участка трассы «Холмогоры» в Вологодской области. На трассе «Кавказ» предполагается строительство трех участков в Чеченской Республике, Дагестане и Ингушетии общей протяженностью более 50 километров. В Татарстане планируется строительство 10-километрового участка трассы «Волга». В Амурской области готов к стройке 27-километровый участок трассы «Лена» между Невером и Якутском.
Довольны ли вы темпами освоения средств по строительству Крымского моста?
Еженедельно мы осуществляем контроль и понимаем, что идем четко в графике, а по некоторым позициям даже формируем задел, несмотря на тяжелые погодные условия, аномальные холода в Крыму, штормовую нагрузку в районе пролива. Сегодня все контрактные обязательства, все планы по финансированию выполняются точно и в срок. С момента подписания госконтракта в феврале 2015 года строительство профинансировано почти на 116 млрд рублей. Это более 50% от суммы контракта. На данный момент приняты выполненные работы на сумму 55 млрд рублей.
Может ли измениться стоимость проекта, сроки его реализации?
Нет, не может. Нам часто задают этот вопрос исходя из какого-то стереотипа, что стройки срываются по срокам и приводят к увеличению финансирования. То, что объекты дорожают – это миф в сфере проектов Росавтодора. Мы были заказчиком десяти дорожных объектов в Сочи к Олимпийским играм, и ни по одному из этих объектов не было увеличения сметной стоимости ни на рубль и срыва сроков ввода их в эксплуатацию. Несколькими годами ранее при подготовке к саммиту АТЭС ни один объект не был сдан в эксплуатацию с отклонением от графиков или изначальной сметы.
Какое финансирование планируется выделить на Крымский мост в этом и следующем годах?
В этом году на его строительство предусмотрено 60 млрд рублей. Эта сумма выделяется в рамках ФЦП развития Крыма и Севастополя и не превышает 12% от всего бюджета Росавтодора. На вторую половину этого строительного сезона мы планируем начать асфальтирование проезжей части на некоторых участках объекта. Также будет завершено сооружение опор автодорожного моста и фарватерных опор в судоходной части пролива. Ключевая технологическая операция этого года — перевозка и установка на фарватерные опоры железнодорожной и автодорожной арок.
На следующий год предусмотрено более 40 млрд рублей.
Как вы оцениваете работу системы «Платон»? Какой объем средств от «Платона» ожидаете привлечь в 2017 году?
Возврат к изначальному тарифу в системе «Платон» позволит расширить перечень регионов, которые получат дополнительное финансирование на свои дороги. По итогам года в дорожный фонд планируется собрать около 30 млрд рублей, что значительно превосходит показатели первого года работы системы «Платон», а ведь в прошлом сезоне удалось отремонтировать более 1000 самых проблемных дорог в 40 городах и регионах. Еще в 19 субъектах началась беспрецедентная кампания по ремонту и реконструкции 30 аварийных мостов и путепроводов. Уже отремонтированы мост через р. Алей в Алтайском крае и два мостовых сооружения в Карачаево-Черкесии. Завершены строительство путепровода в районе железнодорожного вокзала Брянска.
Также в прошлом году удалось успешно завершить возведение Затонского моста через р. Белая в Уфе. С его вводом расширились перспективы жилищного строительства и улучшилась транспортная ситуация. Жители и гости столицы Башкирии могут беспрепятственно въезжать в город со стороны федеральной трассы «Волга». Автомобилисты до ввода моста стояли в пробках. Это мост облегчил жизнь тысяч автовладельцев и горожан.
Летом этого года откроется движение транспорта на Борском мосту в Нижнем Новгороде. Другая ближайшая переправа через Волгу находится в Чебоксарах, поэтому открытие этого моста - задача стратегической важности. Это удобство не только для жителей одного региона, но и для огромного числа грузоперевозчиков.
Кроме того, до конца 2017 года на средства системы «Платон» будут отремонтированы 20 аварийных мостов в Удмуртии, Бурятии, Чечне, Чувашии, Самарской, Воронежской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Краснодарском крае. Без дополнительного финансирования за счет сборов «Платона» ремонт этих мостов был бы невозможен в ближайшее десятилетие.
Как оцениваете влияние системы «Платон» на рынок грузоперевозок?
В 2016 году в сравнении с прошлым сезоном прирост объемов перевозки грузов автотранспортом составил 1,8%. В числе факторов, благодаря которым удалось добиться такого результата следует отметить тенденцию к «обелению» рынка грузоперевозок в результате запуска системы «Платон», которая сократила объем демпинга и вывела часть перевозчиков из теневого сектора. Цифры статистики опровергают миф о снижении активности на этом рынке.
За год работы системы «Платон» количество зарегистрированных в ней грузовиков удвоилось – до 800 тыс. машин. Охват «целевой аудитории» проекта на сегодняшний день составляет 80%. Этот результат следует признать успешным. Сейчас система вызывает недовольство только у серого сегмента рынка, на «обеление» которого она направлена.
Сколько сейчас одобрено проектов ГЧП в регионах? По каким объектам определены частные соинвесторы?
Межведомственной комиссией при Минтрансе России было одобрено софинансирование в 2017 году за счет сборов системы «Платон» трех региональных дорожных ГЧП-проектов. Это обход г. Хабаровска и мост через реку Обь в Новосибирске, а также участок дороги Пермь – Березняки, включая транспортный обход столицы Пермского края. Общая протяжённость этих объектов составляет 42,5 километров. Объем федерального софинансирования, разбитый по годам строительства составляет 55 млрд рублей. Не менее 15% финансирования в каждом проекте составляют частные инвестиции. Надо сказать, что без решения правительства РФ о возвращении с апреля этого года изначального тарифа в системе «Платон» государственная поддержка этих беспрецедентных по важности для регионов проектов была бы не возможно. В 2017 году Росавтодор ожидает заявки на софинансирование за счет средств системы «Платон» региональных дорожных ГЧП-проектов в Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Вологодской, Самарской и Тюменской областей. Заявки принимаются в два этапа – не позднее 15 апреля или не позднее 15 августа. Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, УК «Лидер» и другие финансовые институты уже проявляют интерес к будущим региональным инвестпроектам. Кроме того, иностранные инвесторы из Китая, Италии, Испании, Финляндии и Южной Кореи интересуются региональными дорожными ГЧП-проектами в России.