19 ноября 2013 года прошло первое пленарное заседание девятой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики. Руководил заседанием спикер республиканского парламента Владимир Невоструев. В повестку дня было включено 14 вопросов, в том числе рассмотрение в первом чтении проекта закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В работе сессии принял участие Президент Удмуртии Александр Волков.
Сразу в двух чтениях принят закон о внесении изменений в закон «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике». Статья 5 дополнена частью 11, которая устанавливает необходимость немедленной доставки несовершеннолетних учащихся учебных заведений профессионального образования в общежитие, в котором они проживают, в случае обнаружения их в местах, в которых не допускается нахождение детей. Кроме того, перечень общественных мест, в которых не допускается нахождение в ночное время детей, не достигших возраста 18 лет, без сопровождения родителей дополнен гостиницами.
Во втором чтении приняты изменения в закон «О бюджете Удмуртской Республики на 2013год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Основная цель изменений – обеспечение в соответствии с указами Президента России повышения заработной платы работников бюджетной сферы. Производится перераспределение средств внутри бюджета. К рассмотрению законопроекта во втором чтении Правительством республики внесены поправки, направленные на обеспечение задач, определенных Программой социально-экономического развития Удмуртии, и реализацию социальных обязательств со стороны республики.
С учётом вносимых поправок основные показатели бюджета Удмуртской Республики на 2013 год прогнозируются в следующих размерах: общий объём доходов – 43 507 271,3 тыс. рублей, расходов – 53 726 875,8 тыс. рублей. Размер дефицита составит 10 219 604,5 тыс. рублей, что соответствует ограничениям, установленным статьёй 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В двух чтениях приняты и изменения в статью 8 республиканского закона «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике». Они стали итогом деятельности рабочей группы по разработке механизма нормативно-правого регулирования выделения бюджетных средств депутатам Государственного Совета на обеспечение депутатской деятельности в части исполнения наказов избирателей в своем депутатском округе. Как сообщила руководитель рабочей группы, заместитель Председателя Госсовета – руководитель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова, это будет специальная субсидия. На каждый избирательный округ намечено выделить по 2 млн. рублей. Города и районы должны будут предусмотреть в своих бюджетах суммы на софинансирование. При этом средства республиканского бюджета на эти цели будут распределяться между муниципальными районами и городскими округами, исходя из единственного критерия – численности населения. В результате принятия закона муниципальные образования получат реальную возможность улучшить качество жизни населения на соответствующей территории.
Также в двух чтениях приняты изменения в республиканский «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Изменения в бюджет фонда вносятся в целях уточнения сумм налоговых и неналоговых поступлений, межбюджетных трансфертов и необходимости повышения окладов медицинским работникам. Кроме того, учтена необходимость обеспечения в 2013 году единовременными компенсационными выплатами отдельных категорий медицинских работников, прибывших на работу в сельские населеннС.Широбокова - о бюджетеые пункты. Общий объем доходов с учетом вносимых изменений составит 11 631 168,2 тыс. рублей, общий объем расходов – 12 115 449,4 тыс. рублей. Разницу предполагается восполнить за счет остатка средств на лицевом счете на 1 января 2013 года в сумме 484 281,2 тыс. рублей.
В первом чтении и в целом принят закон «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по взаимодействию с Ассоциацией развития и поддержки местного самоуправления «Совет муниципальных образований Удмуртской Республики». Закон регламентирует, в частности, направления и формы осуществления полномочий органов государственной власти республики (Правительства и Государственного Совета) по взаимодействию с Советом муниципальных образований.
В целях совершенствования законодательства по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят в целом закон, вносящий изменения в действующий республиканский закон «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Он предполагает сохранение выплаты денежных средств на содержание обучающихся детей, совершеннолетие которых наступило до окончания школы.
Другим своим решением депутаты Государственного Совета согласовали кандидатуру Сивцова Андрея Николаевича для назначения на должность заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики. Он уже около месяца исполняет эти обязанности, курируя промышленный блок. В соответствии с Конституцией Удмуртии его кандидатуру в Госсовет внес Президент республики Александр Волков. По итогам тайного голосования Андрея Сивцова поддержали 73 из 78 присутствующих на сессии депутатов.
В целях повышения эффективности управления и распоряжения собственностью Удмуртской Республики, а также в целях приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным, Госсовет принял в двух чтениях изменения в закон «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики». Проект закона дополняет полномочия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики по приему и передаче объектов федеральной собственности. Это позволит упростить процедуру принятия в собственность республики объектов федеральной собственности, а также передачу объектов республиканской собственности в муниципальную собственность.
В двух чтениях приняты изменения в закон «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Упрощена процедура подачи различного рода заявлений, так как часть из них относится к уровню межведомственного взаимодействия, согласно действующей редакции статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В первом чтении принят проект закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Бюджет Фонда на 2014 год спланирован без дефицита и сбалансирован по доходам и расходам в размере 12 821 134,2 тысяч рублей.
Основным пунктом повестки дня девятой сессии стало обсуждение проекта закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В его рамках Прогноз социально-экономического развития республики на плановый период представил министр экономики Михаил Зайцев. Содоклад сделал председатель постоянной комиссии Госсовета по экономической политике, промышленности и инвестициям Валерий Бузилов. Затем заместитель Председателя Правительства – министр финансов Валерий Богатырев рассказал об основных параметрах бюджета. В целом бюджетная политика будет направлена на решение задачи безусловного обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Они предусматривают в том числе доведение уровня средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до средней по региону и безусловное обеспечение реализации утвержденных «Дорожных карт», сохранение сбалансированности и устойчивости бюджета, оптимизацию действующих расходных обязательств и перераспределение бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений. При этом выполнение всех взятых социальных обязательств предусмотрено не только в полном объеме, но и с учетом индексации. Согласно проекту, общий объём доходов бюджета Удмуртской Республики на 2014 год прогнозируется в сумме 49 271 914,0 тыс. рублей, расходы составят 55 578 355,3 тыс. рублей. Дефицит установлен в размере 6 306 441,3 тыс. рублей.
Бюджет по расходам на 2014-2016 годы впервые имеет программную структуру, он сформирован Правительством Удмуртской Республики на основании 26 государственных программ. Доля финансовых ресурсов, распределяемых через государственные программы, составляет в нем 97,2 процента.
После выступления Валерий Богатырев ответил на вопросы депутатов Юрия Кайгородова, Юрия Бычкова, Владимира Чепкасова, Николая Чушъялова, Алексея Чуршина, Валерия Ходырева, Валерия Пескова, Вениамина Соломенникова.
Выступившие в прениях руководители депутатских фракций ЛДПР (Дмитрий Кулишов) и КПРФ (Владимир Чепкасов) высказали ряд замечаний к прогнозу и проекту бюджета. В то же время, фракция ЛДПР решила поддержать законопроект в первом чтении, а коммунисты заявили, что не намерены за него голосовать.
Выступившая следом за ними Софья Широбокова отметила, что все постоянные комиссии и фракции, за исключением КПРФ, поддержали принятие проекта закона о бюджете в первом чтении. По её словам, бюджет республики может рассчитывать на увеличение сумм, выделяемых из федерального бюджета. В то же время, по мнению Софьи Широбоковой, необходима республике необходима программа серьезной оптимизации расходов бюджета.
В ходе последовавшего затем голосования закон «О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» был принят в первом чтении. Поправки ко второму чтению будут приниматься до 17 часов 30 минут 26 ноября 2013 года.
Сегодня же Государственный Совет решил направить в Государственную Думу России две законодательные инициативы. Первая – проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 36 и 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предлагается часть 7 статьи 36 Федерального закона дополнить положениями о временном исполнении полномочий главы муниципального образования в случае его отпуска, болезни или временного отстранения от должности. Сейчас, в случае отсутствия главы муниципального образования по причине отпуска, болезни или временного отстранения, его обязанности никто не вправе исполнять. На практике это может привести к существенным негативным последствиям, так как глава муниципального образования обладает полномочиями, присущими только ему и не осуществляемыми другими должностными лицами местного самоуправления.
Другая законодательная инициатива – проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Предлагается увеличить число судебных участков в Удмуртии до 85. Дело в том, что в настоящее время в республике 81 мировой судья и соответствующее им количество судебных участков. Это было сделано из расчёта численности населения на одном судебном участке от 15 до 23 тысяч человек. Но сейчас в ряде административно-территориальных образований численность населения, проживающего на одном судебном участке, значительно превышает максимальную расчётную численность населения, предусмотренную федеральным законом.
Ещё одним принятым сегодня постановлением Государственный Совет утвердил кандидатуры в состав попечительского совета регионального оператора, который создается в соответствии с принятым республиканским законом «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике». Предложено включить в состав попечительского совета регионального оператора Валерия Бузилова (фракция «Единая Россия»), Дмитрия Шкарупелова (фракция «КПРФ») и Тимура Ягафарова (фракция «ЛДПР»).
Следующее заседание девятой сессии Госсовета Удмуртии состоится 10 декабря 2013 года. Основным вопросом в повестке дня станет второе чтение проекта закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
На сессии присутствовали член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александр Чекалин и главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике Дмитрий Мусин.

© Государственный Совет Удмуртской Республики