Судорожные припадки встречаются довольно часто и всегда указывают на серьезность болезни — причину таких расстройств. Снижение порога судорожной «готовности» и разрешающее действие средовых факторов (инфекции, температуры, травмы, интоксикации) играют существенную роль в возникновении судорог. Когда у родителей или у их родственников встречаются судорожные припадки, это значит, что судорожная готовность имеет наследственную предрасположенность. В этом случае заболевание нервной системы называется эпилепсией.
Если судороги возникают на фоне каких-либо провоцирующих условий, то носят неспецифический характер и отражают реакцию головного мозга на сильный раздражитель. В таком случае они являются симптомом другой болезни, а состояние ребенка называют судорожным или эпилептическим синдромом: судорожная готовность носит обычно приобретенный характер и связана с нарушением мозгового метаболизма на ранних сроках формирования и развития.
Судорожные припадки в детском возрасте могут протекать в разной форме, и родителям важно знать о них, поскольку они первыми замечают эти нарушения у детей. Все припадки делятся на генерализованные, общие и очаговые. Генерализованные, в свою очередь, разделяются на большие и малые.

Большой судорожный припадок начинается с внезапной потери сознания, падением ребенка (если он стоит или сидит), с тонического напряжения мышц туловища и конечностей, с выгибанием тела и запрокидыванием головы, остановкой дыхания, развитием синюшности кожных покровов, заведением глаз кверху. Тоническая фаза припадка сменяется клоническими судорогами в виде подергивания рук, ног, головы. Изо рта больного выделяется пенистая слюна, нередко окрашенная кровью (прикус языка).
Постепенно судороги стихают, восстанавливаются дыхание и окраска кожных покровов. В конце припадка может произойти непроизвольное отхождение мочи или кала. Больные некоторое время находятся в состоянии оглушенности и долго не засыпают. Иногда у детей большому судорожному припадку предшествуют изменения поведения в виде беспокойства, возбуждения, тревоги, агрессивности или, наоборот, угнетение, подавленность настроения. Непосредственно перед приступом может возникать аура в форме коротких, ярких ощущений слухового, обонятельного, зрительного и чувствительного характера.
У детей до трех лет припадок чаще сопровождается лишь тоническими судорогами продолжительностью до 3—5 минут. В старшем возрасте большие приступы часто наблюдаются во сне, а также при засыпании или пробуждении. Обычно ребенок не помнит о случившемся приступе, и только следы ушиба напоминают ему об этом. Труднее всего регистрируются ночные приступы, при которых ребенок не просыпается.

Малые припадки могут характеризоваться кратковременными (до 5 секунд) отключениями сознания, во время которых ребенок может замолчать, оборвать фразу на полуслове, застыть в какой-то позе, прервав начатое движение, уронить из рук предмет, завести глаза кверху либо смотреть в одну точку. По возвращении сознания прерванная деятельность возобновляется. Приступы незаметны для окружающих, воспитатели в саду или педагоги в школе воспринимают их как невнимательность, отвлекаемость на занятиях. Дети тоже не замечают приступы, но иногда пытаются объяснить их тем, что они просто «задумываются».
Иногда малые припадки наряду с отключением сознания сопровождаются внезапным нарастанием мышечного тонуса, сгибанием, разгибанием или вращением головы, туловища. У маленьких детей это выражается наклоном вперед со складыванием рук на груди, у более старших детей такой приступ может закончиться падением вперед, в сторону или назад. В некоторых случаях малые припадки протекают в виде симметричных, ритмичных подергиваний конечностей, лица, туловища без утраты больным сознания.
Генерализованные судорожные припадки в форме большого припадка обычно проходят как единичные, зато в форме малого нередко принимают характер серийных.

Очаговые припадки могут иметь различную клиническую окраску, так как определяются локальным раздражением зоны головного мозга. Двигательные и чувствительные припадки у детей выражаются судорогами (или приступообразным онемением в руке, ноге, части лица), которые, распространяясь, могут переходить в генерализованный припадок. Иногда судороги ограничены насильственным поворотом глаз или головы в сторону либо характеризуются появлением жевательных, сосательных или чмокающих движений губами.
Очаговые припадки могут включать в себя симптомы зрительных, слуховых, вестибулярных, обонятельных, вкусовых нарушений, изменений эмоционально-психической сферы: страхи, тревоги, предчувствия, ощущения и воспоминания. В структуру приступа у детей дошкольного и школьного возраста могут входить также приступообразные боли в животе, сердце, головные боли, колебания артериального давления, ощущения жажды, голода, слюнотечение, расстройства терморегуляции, дыхания, сердечного ритма. Иногда возникают психомоторные припадки, во время которых больной совершает различные последовательные действия, не контролируя их сознанием. Память на события, произошедшие во время приступа, отсутствует. Нередко, припадки наблюдаются в ночное время и выражаются в том, что ребенок встает с постели, ходит, хлопает в ладоши, поет или гримасничает.
Следует указать на то, что дети, подверженные эпилептическим припадкам, отличаются определенными характерологическими особенностями: проявляют несвойственные детскому возрасту пунктуальность, методичность, педантичность, мелочность. В поведении прилипчивы, а иногда агрессивны; льстивость, слащавость сочетаются со злобностью, мстительностью. Слабоумие или снижение успеваемости в школе развиваются позднее, при наличии серийных припадков.
Все судорожные и бессудорожные припадки являются симптомом болезни и без лечения самостоятельно не проходят. Игнорирование этого приводит к развитию тяжелых генерализованных серийных приступов, во время которых развиваются уже необратимые изменения головного мозга.
В возрасте до трех лет особое место занимают так называемые фебрильные судороги и аффектно-респираторные приступы.

Фебрильные судороги. Бытует мнение, что судороги у детей младшего возраста чуть ли не закономерны (даже называются «младенческими»), что к ним следует относиться спокойно, поскольку с возрастом они бесследно проходят. Мнение это ошибочно и может принести немало вреда ребенку. При повышении температуры тела (febris от лат. — лихорадка) вследствие любой причины (инфекция, интоксикация, травма и т. д.), особенно на высоте гипертермии, у ребенка возникает тонико-клонический судорожный припадок. В этом случае судороги могут носить и неспецифический характер, а в дальнейшем не повторяться. Однако возобновление припадков всегда указывает на определенную предрасположенность к ним, когда в последующем можно ожидать появления судорог и без подъема температуры.

Аффективно-респираторные приступы встречаются у детей с высокой степенью возбудимости нервной системы и определенной судорожной готовностью. Приступ наблюдается на высоте аффекта (болевая реакция, плач, испуг), когда во время крика внезапно возникает остановка дыхания (за счет тонического спазма мышц гортани). Ребенок синеет, появляется вялость рук и ног, он как бы обмякает, реакция на раздражения отсутствует. В некоторых случаях могут присоединяться тонические или клонические судороги. Приступ заканчивается возобновлением дыхания, восстановлением цвета кожи, но ребенок остается на некоторое время заторможенным или же засыпает.
Дети с фебрильными судорогами и аффективно-респираторными приступами должны обязательно осматриваться невропатологом и подлежат обследованию, лечению, наблюдению.