ИЖЕВСК НАЙДЁМ ВАМ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



КАССОВАЯ ДИСЦИПЛИНА. Нарушения

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Вопросы соблюдения кассовой дисциплины в обязательном порядке включаются в программу проверки финансово-хозяйственной деятельности, проводимой как различными контрольными органами, так и учредителем учреждения. Кроме того, они могут быть и предметом самостоятельной проверки. В статье будут рассмотрены основные нарушения, выявляемые в ходе проверок соблюдения кассовой дисциплины, а также ответственность за их совершение.

В соответствии с п. 167 Инструкции № 157н  при оформлении и учете кассовых операций автономные учреждения обязаны руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок ведения кассовых операций), Положением Банка России от 05.01.1998 № 14-П о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (далее – Положение № 14-П), а также другими нормативными актами, регламентирующими порядок ведения кассовых операций. Рассмотрим основные нарушения, выявляемые в ходе проверок соблюдения кассовой дисциплины.

Несоблюдение лимита кассовой наличности

Согласно п. 1 Порядка ведения кассовых операций автономные учреждения должны хранить денежные средства в банках, а для расходования наличных денежных средств в учреждении должна быть предусмотрена касса. При этом в кассе может храниться определенное количество наличных денежных средств в пределах установленного лимита, который определяется банком по согласованию с руководителями учреждений. Установление лимита означает, что наличные денежные средства, превышающие лимит остатка денег, должны сдаваться в банк. Несоблюдение указанного требования является достаточно распространенным нарушением.

Напомним, что согласно п. 2.5 Положения № 14-Пдля установления лимита остатка наличных денег в кассе учреждение должно представить в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу», приведенной в приложении 1 к Положению № 14-П.

Необходимо отметить, что если у учреждения отсутствуют счета в коммерческих банках и имеются только лицевые счета в органах Федерального казначейства, то лимит остатка кассы в этом случае будет устанавливаться учреждению Федеральным казначейством.

По учреждению, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная учреждением в банк денежная наличность – сверхлимитной.

Вместе с тем допускается хранение в кассе наличных денежных средств сверх установленного лимита. Такое правило действует в отношении оплаты труда, выплаты пособий по соцстрахованию и стипендий. При этом срок хранения сверхлимитной наличности не может превышать трех рабочих дней (для учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – пяти дней), включая день получения денег в банке (п. 9 Порядка ведения кассовых операций). По истечении трех (пяти) рабочих дней, установленных для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий, кассир обязан:
– в платежной (расчетно-платежной) ведомости напротив фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано»;
– составить реестр депонированных сумм (по форме 0504047, утвержденной Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»);
– в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)»;
– записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп «Расходный кассовый ордер № _».

Депонированные суммы должны быть сданы в банк, и на сданные суммы должен быть составлен один общий расходный кассовый ордер (п. 10 Порядка ведения кассовых операций).

0

2

Несоблюдение порядка документального оформления кассовых операций

Согласно п. 167 Инструкции № 157н прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности, утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, по Квитанции (ф. 0504510)) и приходным кассовым ордерам (ф. 0310001). В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

При выдаче из кассы наличных денежных средств раздатчикам, определенным приказом руководителя учреждения, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, учет ведется кассиром в книге учета выданных раздатчикам денег на оплату труда, выплату денежного довольствия или содержания, стипендий.

При выдаче наличных денежных средств из кассы под отчет нескольким лицам взамен индивидуальных расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501). Выдача заработной платы, пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, премий и стипендий производится из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, заверенным руководителем организации и главным бухгалтером.

Учет кассовых операций в учреждениях как в валюте РФ, так и в иностранной валюте ведется в кассовой книге. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения. Поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте отражаются на отдельных листах кассовой книги по видам иностранной валюты. Напомним, что у учреждения может быть только одна кассовая книга, наличие нескольких кассовых книг является грубейшим нарушением кассовой дисциплины.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 8 Инструкции № 157н). Кроме того, согласно п. 8 Инструкции № 157н документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя учреждения.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления. Несоблюдение данного правила является довольно-таки распространенным нарушением. В частности, к его нарушению можно отнести случаи несвоевременного оприходования наличных денежных средств.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ и п. 19 Порядка ведения кассовых операций внесение исправлений в расходные и приходные кассовые документы не допускается. Кроме того, в указанных документах также не допускается наличие подчисток и каких-либо помарок. Аналогичное требование установлено и для кассовой книги (п. 23 Порядка ведения кассовых операций).

Несоблюдение порядка выдачи и расходования наличных денег

Наличные деньги, полученные учреждениями в банке, расходуются на цели, указанные в корешках чековых книжек, которые выдаются автономному учреждению органами Федерального казначейства бесплатно по его заявлению, в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 31.12.2010 № 199н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства».

Накануне дня получения наличных денег учреждение представляет в орган Федерального казначейства заявку на получение наличных денег (ф. 0531802) в двух экземплярах и заполненный чек. Заявка оформляется отдельно по каждому лицевому счету и виду средств, за счет которых должны быть выданы наличные деньги: средства от приносящей доход деятельности, средства дополнительного бюджетного финансирования и т. д.

В соответствии с п. 4 Порядка ведения кассовых операций наличные деньги, полученные автономным учреждением в банке, могут расходоваться только на цели, указанные в чеке. Расходование денежных средств на иные цели является нецелевым использованием денежных средств. Вместе с тем привлечь автономное учреждение к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ невозможно, так как автономное учреждение не является получателем бюджетных средств.

Выдача денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем расходный кассовый ордер, не производится.

Выдача денежных средств из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и подлежат перечислению в доход бюджета (п. 27 Порядка ведения кассовых операций). Отметим, что на практике встречаются случаи расхождений между суммами, указанными в расходном кассовом ордере и отраженной собственноручно получателем. Эта разница также подлежит взысканию с кассира.

При осуществлении расчетов наличными денежными средствами немаловажным является соблюдение их предельного размера. Предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами. В настоящее время предельный размер расчетов установлен в сумме 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У).

Нарушение требований к оборудованию помещения кассы

Нарушение требований к оборудованию кассы является наиболее распространенным нарушением. Требования по технической укрепленности и оборудованию помещения кассы (далее – Требования) приведены в приложении 3 к Порядку ведения кассовых операций. Они распространяются на все объекты (вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые), расположенные на территории РФ, независимо от их ведомственной принадлежности.

Согласно п. 3 Требований для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим условиям:
– быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;
– располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;
– иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;
– закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;
– оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;
– иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей в обязательном порядке, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;
– располагать исправным огнетушителем.

Кроме того, помещение кассы должно быть оборудовано средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации.

Прочие нарушения

Кроме всего вышеперечисленного к нарушениям кассовой дисциплины относятся:
– отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром, а также неознакомление его под роспись с

Порядком ведения кассовых операций (п. 32 Порядка ведения кассовых операций);
– нарушение порядка и сроков проведения внеплановых и плановых инвентаризаций. Напомним, что внеплановая инвентаризация должна проводиться в сроки, установленные руководителем учреждения, а также при смене кассиров (п. 37 Порядка ведения кассовых операций).

Кроме того, согласно п. 30 Порядка ведения кассовых операций комиссией, назначаемой руководителем учреждения, должна проводиться проверка наличия учтенных дубликатов ключей от кассы. Указанная проверка должна проводиться не реже одного раза в квартал. Заметим, что учтенные дубликаты ключей должны храниться у руководителя учреждения в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др., а не у главного бухгалтера и тем более у самого кассира;

– нарушение сроков представления отчета об израсходованных подотчетных суммах (п. 11 Порядка ведения кассовых операций);
– наличие недостач (излишков) денежных средств в кассе;
– хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих учреждению, а являющихся, например, собственностью кассира (п. 30 Порядка ведения кассовых операций).

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

В соответствии с п. 39 Порядка ведения кассовых операций ответственность за несоблюдение кассовой дисциплины несут руководитель учреждения, главный бухгалтер и кассир.

Административная ответственность.Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществля-ющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена ст. 15.1 КоАП РФ. Согласно указанной норме нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., а на само учреждение – от 40 000 до 50 000 руб.

Отметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Рассмотрение дел о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и, соответственно, привлечение к ответственности отнесено к компетенции налоговых органов (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ). То есть, для того чтобы привлечь автономное учреждение к ответственности, контрольный орган, выявивший нарушение кассовой дисциплины, должен передать материалы, подтверждающие нарушение, налоговому органу. Заметим, что по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Таким образом, привлечь организацию к ответственности достаточно сложно.

Однако данное правило не действует в случае несоблюдения требования по оборудованию помещения кассы учреждения. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев не с момента совершения, а с момента обнаружения административного правонарушения. Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителей законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Отметим, что согласно п. 29 Порядка ведения кассовых операций руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

В заключение необходимо отметить, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Необходимо отметить, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного должностное лицо будет исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Налоговая ответственность.Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.Как мы уже отмечали ранее, прием денежных средств в кассу, а равно и выдача из нее, должны осуществляться на основании надлежащим образом оформленных первичных документов (расходный и приходный кассовые ордера и т. д.). Отсутствие данных первичных документов является налоговым правонарушением, ответственность за совершение которого установлена ст. 120 НК РФ. Согласно указанной норме грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. Если же указанные действия совершены в течение более одного налогового периода, штраф взыскивается в размере 30 000 руб. Напомним, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Кроме вышеперечисленного, виновные в нарушении кассовой дисциплины могут нести как материальную, так и уголовную ответственность (при выявлении случаев растраты, кражи и т. д.).

0



Яндекс.Метрика