ЗДЕСЬ БУДЕТ ВАША РЕКЛАМА
ЗДЕСЬ БУДЕТ ВАШЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

ИЖЕВСК

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ИЖЕВСК » #ШКОЛЫ ИЖЕВСКА » Бесплатные учебники в школе. Бесплатные рабочие тетради


Бесплатные учебники в школе. Бесплатные рабочие тетради

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

И почему мы платим за рабочие тетради?

На сайте администрации Ижевска есть ответ про учебники:

"ДОЛЖНА ЛИ ШКОЛА ВЫДАТЬ РЕБЕНКУ БЕСПЛАТНЫЕ УЧЕБНИКИ?

В соответствии со ст. 18, 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны обеспечить бесплатными учебниками на возвратной основе обучающихся 1-11 классов 2015-2016 учебного года.

В 2015-2016 учебном году в школах города Ижевска детям будут выданы бесплатно на возвратной основе из фондов школьных библиотек печатные учебники по основным предметам учебного плана.

Все расходные материалы, дополнительную литературу, учебные пособия, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и контурные карты родителям необходимо купить самостоятельно.

Деньги в образовательных организациях могут собираться по решению родительских собраний только с целью коллективного приобретения рабочих тетрадей. За родителями остается право приобретения данных расходных средств самостоятельно в любом книжном магазине."

И про тетради пишут, что "рабочие тетради и контурные карты родителям необходимо купить самостоятельно". Это с какого перепуга? В некоторых регионах тетради наравне с учебниками выдают бесплатно.

Мы же пять лет платим...

0

2

Минобрнауки подтвердил, что рабочие тетради в школах должны предоставлять бесплатно

"Рабочие тетради должны приобретаться за счет бюджета: алгоритм действий законных представителей"

Цитата:
Итак, новость последних дней – «Минобрнауки подтвердил, что рабочие тетради в школах должны предоставлять бесплатно». На самом деле, это, конечно, никакая не новость – в законодательстве давно и ясно об этом сказано.

Однако, наша попытка ещё осенью прошлого года доказать очевидное руководителям Департамента образования области, не увенчалась успехом. Не помогли ни обращения в Правительство Вологодской области, ни объемная переписка с Министерством образования и науки РФ (https://vk.com/iva61?w=wall14013997_8190/all, http://nikiva61.livejournal.com/16260.html, http://nikiva61.livejournal.com/16613.html).

Более того, эта попытка заранее была обречена на провал. Почему? Да потому что каждый видит то, что хочет видеть, а в этом случае даже окулист бессилен. Департамент образования твердо стоял на своем - учебник за счет бюджета, рабочая тетрадь - за счет родителей. Ну, разве что, более внятно заявляли о добровольности в принятии решения о покупке тетрадей.

К счастью, есть орган, к чьему мнению чиновники всё-таки прислушиваются. Это Генеральная прокуратура. Она-то и предложила Минобрнауки РФ рассмотреть вопрос о выдаче российским школьникам бесплатных рабочих тетрадей по-взрослому, то есть сказать прямо, без ссылок на какие-либо нормативные акты (которые, как мы уже поняли, можно интерпретировать кому как вздумается), при каких условиях учебные пособия выдаются бесплатно.

И Минобр ответил прямо – бесплатно, если учебное пособие включено в учебный план, подписанный директором школы (http://newsvo.ru/news/99404). Всё! Точка. Ну, если и после этого разъяснения у кого-то зрение не улучшится, то текущим ремонтом системы уже будет точно не обойтись - необходимо капитальное вмешательство, с полной заменой изношенных элементов (это я Вам как эксперт в области ЖКХ говорю).

Что делать, если Вам всё-таки предлагают приобрести те или иные учебные пособия за Ваш счет?

1. Уточните, включен ли предложенный к оплате список учебных пособий в учебно-методический комплект (УМК), используемый в образовательной деятельности Вашей школы, который утверждается приказом директора школы, или же данные учебные пособия не включены в УМК образовательной организации, а носят рекомендательный характер, и, соответственно, предложены в рамках дополнительного изучения предмета.

1) если учебное пособие входит в УМК предмета, который утвержден приказом директора школы, то, безусловно, это учебное пособие должно предоставляться учащемуся бесплатно, то есть за счет бюджета. Уточним – не за счет школы, а за счет средств, которые предоставляются на эти цели из бюджета Российской Федерации.

2) если учебное пособие не входит в УМК предмета, то администрация общеобразовательной организации имеет право предложить Вам его приобрести, но не вправе требовать от Вас обязательной покупки. Вы сами должны решить, приобретать данное учебное пособие в целях дополнительного изучения учащимся предмета или достаточно тех учебных пособий, которые включены в УМК.

2. Чтобы убедиться, включено ли учебное пособие в УМК предмета, зайдите на сайт Вашей школы, найдите рубрику «Рабочие программы» (обычно внутри «Образовательной деятельности») и откройте соответствующий раздел по интересующему Вас предмету. Рабочая программа учебного предмета, составной частью которой является, в том числе, и учебно-методический комплект (УМК), утверждается директором (обратите внимание на подпись руководителя школы), заносится в учебный план, и в соответствии с этим планом общеобразовательная организация составляет заявку в вышестоящую организацию на приобретение учебных пособий за счет бюджетных ассигнований.

3. Не верьте мифам о том, что:

1) у школы нет денег на приобретение учебных пособий – приобретение учебных пособий не является обязательством школы, это расходное обязательство федерального бюджета.

2) школе не выделили средств на приобретение учебных пособий – это может быть только в одном случае: директор школы не подал заявку в Департамент образования области. Вашей вины здесь нет, следовательно, школа обязана либо решить вопрос с заявкой, либо изыскать необходимые средства самостоятельно.

3) директор подавал заявку в вышестоящую организацию, но её вычеркнули, сославшись на отсутствие средств – Департамент образования области вводит в заблуждение директора школы, или директор школы вводит в заблуждение Вас, поскольку средства на эти цели в бюджет заложены. В любом случае, Вашей вины здесь нет, и Вас обязаны обеспечить необходимыми учебными пособиями в соответствии с Законом «Об образовании».

4) ксерокопирование решит проблему – не решит, а, наоборот, создаст новую (см. законодательство об авторском праве).

4. Также помните, что любое мифотворчество хорошо лечится обращением в Прокуратуру. Однако, привлекать к решению данной проблемы надзорное ведомство необходимо, когда все иные способы не дали желаемого результата. Поэтому, если всё-таки от Вас по-прежнему требуют оплаты за учебные пособия, включенные в УМК, рекомендуем сначала обсудить сложившуюся ситуацию с другими родителями в классе, обратиться за поддержкой в общешкольный родительский комитет и вместе с руководством школы решить вопрос в строгом соответствии с действующим законодательством (здесь всё подробно расписано http://nikiva61.livejournal.com/16613.html).

Ну, а уж если и после этого обсуждения Вас хотят сделать соучастником правонарушения (напомним, что в соответствии со ст. 101.2 ФЗ-273 «платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам»), то иного выхода, как только сообщить о предполагаемом совершении правонарушения в Прокуратуру, у Вас нет.

0

3

Депутаты разглядели в «платных» тетрадях коррупционную схему Минобра
Цитата:

Прокуратура предлагает Минобру бесплатно выдавать школьникам рабочие тетради. Депутаты Госдумы рассказали НСН, в чём проблема.
Генпрокуратура России предложила Минобрнауки рассмотреть вопрос о выдаче школьникам бесплатных рабочих тетрадей, сообщил официальный представитель надзорного ведомства Александр Куренной. «Предложено министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову рассмотреть вопрос нормативного регулирования об обеспечении обучающихся бесплатными рабочими тетрадями», — сказал он.

В Минобрнауки прокурорам ответили, что вопрос обеспечения школьников рабочими тетрадями законодательно уже урегулирован. Как заявила директор департамента информационной политики министерства Анна Усачёва, каждая школа самостоятельно определяет список учебных пособий.

В интервью НСН первый зампред думского комитета по образованию Владимир Бурматов рассказал, в чём видит корень зла во всей истории. По мнению парламентария, региональные бюджеты не справляются с закупкой нужного количества учебной литературы, поскольку её список непрерывно и умышленно меняется.

«Генпрокуратура совершенно правильно обращает внимание на то, что по закону учебные пособия должны предоставляться школьникам на бесплатной основе. Однако реальность такова, что в масштабах страны школьники не обеспечены даже бесплатными учебниками, не говоря уж о рабочих тетрадях – их приобретают исключительно родители, поскольку иного выхода у них нет, — обрисовал положение собеседник НСН.

Если посмотреть ситуацию по регионам – а обеспечение детей учебниками является прерогативой регионального бюджета, – это обеспечение выполняется в среднем на 20%, сообщил Бурматов.

«В принципе, это решаемая проблема. Но работать здесь нужно не над усовершенствованием законодательства, а над перечнем официально рекомендованных учебников. Ведь он меняется каждый год, и потому на закупку учебной литературы и учебных материалов денег не хватает никогда, сколько бы их ни выделялось! – заявил НСН представитель думского комитета по образованию. — Считаю, это коррупционная схема, с которой имеют выгоду издательства, а также чиновники Минобра, получающие взятки за оставление того или иного наименования в списке».

«Считаю, что именно эту ситуацию со схемами нужно рассмотреть Генпрокуратуре. А в целом по стране хорошо бы вернуть единую систему рекомендованных учебников», — заключил Бурматов.

Отметим: поводом для предложения Генпрокуратуры послужили обращения родителей школьников относительно нарушения прав детей на образование. Родители увидели его в том, что школьники не обеспечены бесплатными рабочими тетрадями. Так, в соответствии с законом «Об образовании в РФ» ученикам бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, однако в законе отсутствует само понятие учебного пособия, в том числе определение рабочей тетради.

0

4

Korica написал(а):

Генпрокуратура России предложила Минобрнауки рассмотреть вопрос о выдаче школьникам бесплатных рабочих тетрадей

Генеральная прокуратура РФ настаивает на бесплатном предоставлении школьникам рабочих тетрадей

Проработать возможность прямого закрепления этого правила в федеральном законодательстве первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман предложил Министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову. В Генеральной прокуратуре РФ поясняют, что в настоящее время ученики уже имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами и средствами обучения и воспитания (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Сложность заключается в том, что законодательство не определяет, что такое учебное пособие, и прямо не закрепляет, относится ли к учебным пособиям рабочая тетрадь. Однако подзаконные акты позволяют сделать вывод, что относится. Так, один из ГОСТов определяет рабочую тетрадь как особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения").

В Генеральной прокуратуре РФ надеются, что более однозначное регулирование этого вопроса на уровне законодательства предотвратит встречающиеся сегодня нарушения прав детей на  бесплатные дидактические пособия и сделает практику регионов в данной сфере единообразной.  Сегодня в одних регионах администрации образовательных организаций обеспечивают обучающихся рабочими тетрадями бесплатно, а в других регионах в предоставлении рабочих тетрадей отказывают, и родители вынуждены их приобретать за свой счет.

К регионам первой группы относятся, например, Республика Татарстан, Хабаровский край и Санкт-Петербург. А в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области школьники, напротив, чаще всего не могут получить рабочие тетради за счет бюджета. Школы обосновывают свой отказ различными причинами. Например, тем, что рабочие тетради предназначены для индивидуального и однократного использования и не могут быть предметом повторного применения, пополнения библиотечного фонда и выдачи на возвратной основе – в то время как обеспечение учебными изданиями в школах осуществляется через библиотеки именно на возвратной основе.

0

5

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 апреля 2016:

Министру образования и науки Российской Федерации предложено рассмотреть вопрос нормативного регулирования об обеспечении обучающихся бесплатными рабочими тетрадями

Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман предложил Министру образования и науки Российской Федерации Дмитрию Ливанову рассмотреть вопрос нормативного регулирования об обеспечении обучающихся бесплатными рабочими тетрадями. Об этом сообщил сегодня официальный представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Александр Куренной.

Поводом послужили поступающие обращения родителей учащихся школ по поводу нарушения прав детей на образование в связи с необеспечением их образовательными организациями бесплатными рабочими тетрадями.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Однако в статье 35 Закона № 273-ФЗ отсутствует само понятие учебного пособия, в том числе определение рабочей тетради и отнесение ее к учебному пособию.

Вместе с тем, Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст (далее - ГОСТ), рабочая тетрадь отнесена к учебному пособию.

По словам Александра Куренного, в субъектах Российской Федерации отсутствует единообразная практика применения части 1 статьи 35 Закона № 273-ФЗ и требований ГОСТа, вследствие чего в одних регионах администрации образовательных организаций обеспечивают обучающихся рабочими тетрадями бесплатно, в других регионах в предоставлении рабочих тетрадей отказывают, в связи с этим родители вынуждены их приобретать за свой счет.

Так, в Самарской области администрации образовательных организаций, отказывая бесплатно предоставить детям рабочие тетради, обосновывают свой отказ тем, что рабочая тетрадь определена в ГОСТе как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета, то есть относят ее к практикумам. Кроме того, отказы мотивируются тем, что рабочие тетради предназначены для индивидуального и однократного использования, они предметом повторного применения, пополнения библиотечного фонда и выдачи на возвратной основе быть не могут, а обеспечение учебными изданиями в образовательных организациях осуществляется через библиотеки на возвратной основе. Подобная ситуация складывается в образовательных организациях Республики Саха (Якутия) и Архангельской области.

В то же время, в Республике Татарстан, Хабаровском крае, г. Санкт- Петербурге рабочие тетради в образовательных организациях предоставляются детям бесплатно.

С учетом изложенного в целях единообразного применения Закона № 273-ФЗ и соблюдения равенства прав обучающихся, на основании Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 466, предложено рассмотреть вопрос о нормативном урегулировании обозначенной проблемы, о чем проинформировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

0

6

В Якутии прокуроры выявили многочисленные нарушения прав детей на получение основного общего образования

Прокуратура Республики Саха (Якутия) провела проверку готовности образовательных организаций к новому 2016-2017 учебному году.

Проверка обеспечения обучающихся детей необходимым количеством учебников и учебных тетрадей, также показала наличие многочисленных нарушений.

Так, прокуратура Нюрбинского района установила, что не в полной мере были обеспечены учебниками и учебно-методической литературой учащиеся восьми общеобразовательных учреждений района. В некоторых школах учебная литература для учащихся 5−11 классов не обновлялась с 2000 года. В настоящее время по представлениям прокурора закуплены учебники на сумму более 1 млн рублей.

Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Вилюйского, Верхневилюйского, Кобяйского, Намского и других районов республики.

По результатам проверки, в целях устранения выявленных нарушений, прокурорами внесено более 250 актов прокурорского реагирования, прокурором республики направлена информация в адрес Главы Республики Саха (Якутия).

Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры республики.

0

7

В Ижевске также только после обращения прокуратуры учебниками обеспечивали:

Суд удовлетворил требования прокурора об обеспечении укомплектованности учебниками библиотечного фонда образовательного учреждения

Проведенной прокуратурой Устиновского района г.Ижевска проверкой в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 34» выявлено нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации и законом «Об образовании» права учащихся на бесплатное обеспечение учебниками. Образовательное учреждение обеспечивало учащихся учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы лишь на 65%, в связи с чем, родители вынуждены были приобретать учебники для своих детей за собственные средства.

По требованию прокурора Устиновского района г. Ижевска, выступившему в защиту прав учащихся, Устиновский районный суд г.Ижевска обязал школу укомплектовать библиотечный фонд образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных для обучения.

Подобные нарушения выявлены прокурором Киясовского района в Первомайской общеобразовательной школе, где родители учащихся начальных классов вынуждены были покупать учебники за свой счет в связи с их отсутствием в библиотеке школы.

По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования «Киясовский район» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого директор школы Александр Рябин привлечен к дисциплинарной ответственности. Кроме того, по инициативе прокуратуры Рябин привлечен к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство). В бюджете муниципального образования запланированы необходимые суммы для приобретения учебников на следующий учебный год.

0

8

Рособрнадзор в 2016 году усилит надзор за предоставлением бесплатных учебных пособий для детей, сообщил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов на Всероссийском совещании глав регионов.

"В 2016 году Рособрнадзор будет активнее, чем в предыдущие годы проводить проверки в части соблюдения закона об образовании", — сказал Ливанов.

"Это касается обеспечения доступного бесплатного школьного образования, дошкольного образования и, хочу это особо подчеркнуть, наличия у детей бесплатных учебников и пособий. Мы будем очень жестко следить за этой ситуацией", — пояснил министр.

0

9

Тетрадь раздора, или почему рабочие тетради должны предоставляться учащимся бесплатно

Министру образования и науки РФ
Д.В.Ливанову
Россия, 125993, Москва
улица Тверская, дом 11
ГСП-3

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Вопросы обеспечения учащихся общеобразовательных школ бесплатными учебниками и учебными пособиями, несмотря на неоднократные разъяснения Министерства образования и науки России, по-прежнему в центре внимания родительской общественности.  Различное толкование законодательных норм органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования привело к тому, что по всей стране  идет волна судебных процессов, в ходе которых родители отстаивают свои права на бесплатные рабочие тетради и иные учебные  пособия, гарантированные Законом «Об образовании».
(см.  http://sudact.ru/regular/doc/Z9dkQBl3jNWw/ , http://sudact.ru/regular/doc/ca2UNMrHAfV8/ , https://rospravosudie.com/court-primors … 463509057/ ).

Во многих регионах страны  руководителям школ  даются письменные указания о том, что рабочие тетради на печатной основе являются самостоятельным видом учебного издания и не относятся к учебным пособиям и, следовательно, библиотечный фонд ими бесплатно не обеспечивается. Иногда отдельно указывается, что рабочие тетради могут приобретаться на родительские средства в личное пользование учащихся только на добровольной основе. "Если родители отказываются их приобретать, школа должна продумать иные формы организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся: либо это будет ксерокопирование рабочих тетрадей (кстати, не будет ли такое копирование нарушением авторских прав – И.Н.), либо дети будут писать в обычных тетрадях».

  Не обошла данная проблема стороной и наш регион. Мы, родители МОУ «Гимназия № 2» г Вологды, обратились к начальнику Департамента образования Вологодской области Рябовой Е.О. с просьбой прокомментировать ситуацию с покупкой родителями рабочих тетрадей и иных учебных пособий в гимназии, одновременно продублировав наше обращение в Прокуратуру Вологодской области (см. https://vk.com/iva61?w=wall14013997_8190/all).

После публикации обращения  в социальных сетях началась широкая дискуссия на заданную тему (см. https://vk.com/iva61?w=wall14013997_8289/all). Департамент образования вынужден был немедленно отреагировать, озвучив свою позицию на местных телеканалах. Вскоре  была открыта «горячая линия» по приобретению учебников,  даны соответствующие разъяснения  на официальном сайте Департамента. Поэтому,  несмотря на то, что официального ответа из Департамента образования , как и из прокуратуры,  мы пока не получили, уже сейчас готовы донести до Министерства образования и науки РФ свою точку зрения на существующую проблему, а также сделать несколько предложений по её скорейшему разрешению.

1. Как в Департаменте образования Вологодской области понимают соответствующие положения Закона «Об образовании»?

В ответах руководителей Департамента образования области Рябовой Е.О. и Петранцовой И.А., а также в разъяснениях, публикуемых на официальном сайте Департамента, видны явные противоречия.

Е.О.Рябова: «если речь идет о контурных картах, каких-либо тетрадях, которые направлены на индивидуальную работу ребенка, т.е. он заполняет эту тетрадь, пишет в этой тетради, они не остаются в образовательной организации – это решение принимается и деньги на это направляются за счет родителей» (см. https://www.youtube.com/watch?v=AZJRq81gLXQ).

Такая точка зрения начальника Департамента подтверждается приказом Департамента образования области от 16.01.2013 № 42 «Порядок взаимодействия муниципальных и государственных образовательных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, осуществляющих управление в сфере образования, Департамента образования Вологодской области по вопросу обеспечения учебниками обучающихся образовательных учреждений области», где в п.2.1.8.  сказано – «Образовательные учреждения… в соответствии с утвержденными образовательной программой и списком учебников определяют минимальный перечень дидактических материалов для обучающихся (рабочие тетради, контурные карты и т.д.), приобретаемых родителями (законными представителями), и доводят его до сведения родителей (законных представителей)».

И.А.Петранцова: « Стандарт предполагает, что в школе должно быть не менее одного учебника в обычной и (или) электронной форме. Больше стандарт ничего не предписывает иметь в образовательной организации» (см. https://www.youtube.com/watch?v=7O4srFSX86M).

К этому высказыванию заместителя начальника Департамента мы еще вернемся, а пока заглянем на официальный сайт Департамента образования Вологодской области (см. http://depobr.gov35.ru/).

В мае этого года на страничке сайта была размещена следующая информация:

«Вопрос: Рабочая тетрадь относится к учебно-методическим пособиям, следовательно, школы должны их предоставлять. Почему я плачу за них каждый год, в этот раз собирают по 1700 руб. Я одна воспитываю ребенка,1700 для меня очень большая сумма.
Ответ: Статьей 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания. Рабочая тетрадь, способствующая самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета, является частью учебного издания, в связи с чем обучающиеся обеспечиваются рабочими тетрадями образовательной организацией».

Так всё-таки «обучающиеся обеспечиваются рабочими тетрадями образовательной организацией» (сайт Департамента) или же  «деньги на это направляются за счет родителей» (Е.О.Рябова)?

   Эти противоречия нашли свое отражение и в рубрике «Департамент образования отвечает на вопросы "горячей линии", которая появилась вскоре после опубликования нашего письма:

«Рабочие тетради не дополняют и не заменяют частично или полностью учебник. При этом следует учитывать, что рабочая тетрадь на печатной основе не обязательна для использования в образовательном процессе. Не случайно традиционно учебная литература разделяется по видам изданий, в частности, на обучающую (учебники, учебные пособия (текстовые), буквари и др.) и вспомогательную (рабочие тетради, сборники практических заданий, упражнений и задач, атласы и др.). В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями, относится к компетенции образовательной организации. Таким образом, если администрация школы включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в учебном процессе, который утверждается приказом директора школы, то возникает правовая база для их закупки за бюджетные деньги. Кроме того, учитель может предложить родителям приобрести рабочие тетради на печатной основе для самостоятельного использования учениками наряду с обычными рабочими тетрадями. При этом администрация общеобразовательной организации не вправе требовать их обязательной покупки».

Что ж, подобные колебания мнений и позиций чиновников возникают обычно в двух случаях – либо закон, на который ссылается чиновник, достаточно сырой, и вызывает различные толкования и интерпретации, либо юридическая служба административного аппарата в данном учреждении недостаточно компетентна. Есть ещё и третий вариант – сознательное введение в заблуждение в различных целях (в нашем случае цель – сэкономить бюджет области за счет родителей), но этот вариант мы, конечно же, не рассматриваем.

2. А что говорит Закон?

Чтобы разобраться во всех этих смысловых и терминологических лабиринтах, обратимся для начала к первоисточнику – Закону «Об образовании».

Ст.8.1  К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

Ст.18.2  Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Ст.28.2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Ст.28.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

Ст.35.1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Ст.35.2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Ст.101.2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

Итак, в соответствии с действующим законодательством «образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам». То есть, сами разрабатывают программы в соответствии с ФГОС, сами определяют список учебников и учебных пособий из числа допущенных к использованию. Обязанность по обеспечению  образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями, средствами обучения возложена на Департамент образования, который выделяет на эти цели средства местным бюджетам. «Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами».

Вроде бы всё очевидно. О чем же тогда спор?

3. Об интерпретации понятий и трактовке законодательных норм.

1) Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

   Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

   В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

Не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;

Не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия
достаточного для усвоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.

Решение об их приобретении принимается образовательной организацией, исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации.

А теперь самое время вернуться к высказыванию заместителя начальника Департамента образования Вологодской области И.А.Петранцовой – «стандарт предполагает, что в школе должно быть не менее одного учебника в обычной и (или) электронной форме. Больше стандарт ничего не предписывает иметь в образовательной организации».

Для начала напомним, что учебник – это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Очевидно, что уважаемая Ирина Александровна интерпретирует данную норму следующим образом: если сказано, что в школе должно быть не менее одного учебника, то достаточно выдать за счет бюджета только один учебник на одного ученика по каждому предмету, и соответствующий закон будет исполнен. Именно такая трактовка закона преподносится Департаментом образования руководителям образовательных учреждений области в качестве единственно верной. Следствием такой установки вышестоящего органа является отсутствие в заявках школ перечня учебных пособий, «достаточных для освоения программы учебного предмета».

Наша трактовка данной нормы в корне отличается от трактовки руководителей Департамента. В самом деле, если сказано, что в школе должно быть не менее одного учебника, достаточного для освоения программы учебного предмета, это может значить только одно - если для освоения программы достаточно одного учебника, то на средства бюджета приобретается только один учебник и больше ничего. Понятно, что для освоения учащимися основной части образовательной программы без учебника не обойтись – один учебник должен быть в любом случае. Никакое учебное пособие заменить учебник по основным предметам не сможет. Поэтому в данной норме и нет ссылки на учебное пособие. Если же для освоения программы недостаточно одного лишь учебника, то на средства бюджета приобретаются ещё и те учебные пособия, при помощи которых учащийся сможет освоить соответствующую программу. «Не менее одного» это значит один и более, то есть, столько, сколько «достаточно для освоения программы учебного предмета».

А вот в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается обеспечение за счет бюджета в размере «не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия». И это тоже понятно, так как в данной части образовательной программы, учитывающей региональные и этнокультурные особенности субъектов Российской Федерации (в Вологодской области, например, программа «Истоки»), может просто не быть учебника, «содержащего систематическое изложение учебной дисциплины»,  а имеется только учебное пособие.

2) Образовательная программа

Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

3) Учебный комплект

   Учебный комплект – это набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие (в том числе, рабочая тетрадь), справочное издание.

4) Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания - это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

5) Учебные пособия

Согласно ГОСТ 7.60-2003  к учебным пособиям отнесены: учебно-методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия.

Учебно-методическое пособие  – учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения.

Учебно-наглядное пособие – учебное комбинированное издание, состоящее из совокупности текстового материала и изобразительно-графических средств, вынесенных в приложение, дополняющих и поясняющих основной материал (например, атлас и т.д.)

Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Эксперты выделяют три типа рабочих тетрадей по содержательному наполнению: 1) информационная тетрадь; 2) тетрадь для контроля; 3) смешанный тип тетради (см. file:///C:/Users/777/Downloads/s03_030.pdf).

Рабочая тетрадь первого типа несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Эта информация задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Такая тетрадь может быть использована при изучении дисциплины, материала которой нет ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Преподаватель в этом случае вынужден сам конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

Тетрадь для контроля используется после изучения темы урока. Преподаватель с ее помощью может не только установить факт знания или незнания, но и определить, в каких операциях учащийся допускает ошибки, и устранить их на этапе формирования понятия.

Смешанный тип тетради включает в себя оба блока: информационный и контролирующий. В информационный блок входит новый учебный материал, в контролирующем блоке размещаются задания и тесты для контроля знаний и умений, а также задания для самостоятельной работы.

Самоучитель – учебное пособие для обучения чему-либо без помощи руководителя.

Хрестоматия – учебное пособие, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или фрагменты из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

6) Различные основания для классификации.

Вообще, оснований для той или иной классификации предметов может быть великое множество. Например, согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 (п.2.2) учебные издания в зависимости от функционального назначения в процессе обучения подразделяются на учебник, учебное пособие и практикум. Также в отдельную группу выделяют учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п., которые данный классификатор относит к практикумам. С декабря 2014 года пункт 2.2 в СанПиН 2.4.71166-02 утратил силу, и
в настоящее время именно в СанПиН 2.4.71166-02 указано, что и рабочая тетрадь является пособием. Таким образом, никаких противоречий между ГОСТ 7.60-2003 и СанПиН 2.4.71166-02 не имеется, а рабочая тетрадь во всех нормативах есть «учебное пособие».  И, кстати, именно на старый СанПиН, совершенно неправомерно, на наш взгляд, ссылается одна из судебных инстанций в своем решении.
(см. http://naberezhno-chelninsky.tat.sudrf. … t_number=1 ).

4. Наша позиция.

Еще раз обратимся к ст. 35. «Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Очевидно, что для того, чтобы учащийся  освоил определенную ступень обучения в соответствии с образовательной программой, образовательная организация формирует и соответствующий учебный комплект, включая учебники и учебные пособия, и набор необходимых для этого средств обучения и воспитания, в общем, всё то, что считает важным и обязательным для полноценного обучения учащегося. И такое право образовательной организации дано Законом.

Однако, если бы не было никаких финансовых ограничителей, то сегодня у каждого школьника страны, вероятно, была бы личная библиотека с полным набором учебных изданий, которые имеет в своем распоряжении наша цивилизация.  Поэтому во ФГОС появляется следующая формулировка: «не менее одного учебника …, достаточного для усвоения программы…». Право определения этой самой «достаточности» отдано образовательной организации. Если организация считает, что для освоения предмета учащемуся будет достаточно одного учебника, а без всего остального в принципе  можно обойтись, то этот учебник и заносится в учебный план, из одного этого учебника состоит весь учебный комплект по данному предмету. А вот всё то, над чем, по мнению учителя, ещё полезно было бы поработать ученику, учитель может предложить учащемуся  в виде рекомендации. Сочтут ли законные представители учащихся  необходимым приобрести данные издания или посчитают их приобретение излишним – их личное дело. Всё равно ученик получит знания, в достаточном для освоения определенной ступени обучения объеме.

Если же образовательная организация посчитает, что для освоения предмета учащемуся будет недостаточно одного учебника, а нужно что-то ещё, например, рабочая тетрадь, задачник, атлас или контурная карта, и без всего этого в принципе  нельзя обойтись, то все эти издания заносятся в учебный план и включаются в учебный комплект по данному предмету. В соответствии с утвержденным учебным планом общеобразовательная организация составляет заявку в вышестоящую организацию на приобретение этих учебных комплектов за счет бюджетных ассигнований.

При этом ссылаться на короткий срок использования учебных пособий нельзя, так как срок использования не может влиять на платность или бесплатность того или иного средства обучения. Например, срок использования кускового мела - 5 дней, а глобуса - 15 лет. Тем не менее, эти предметы закупаются на бюджетные средства, так как они являются «средством обучения».

Что касается непосредственно рабочих тетрадей, то, конечно, речь идет не о так называемых «копеечных» тетрадях,  а о специальных,  цена которых иногда достигает 300 рублей  и более (а при продолжении порочной практики «обязательности» приобретения  учебных пособий родителями цена этих пособий, несомненно, будет только увеличиваться).  Работа с такими тетрадями занимает 25-50% времени урока.  Вместе с учебником рабочая тетрадь  представляет собой единый учебный комплект. Не должно быть так, что одна часть комплекта приобретается за счет родителей, а другая – за счет бюджета. По образному выражению экспертов,   «если бы в рамках, предположим, бесплатного концерта делали вставку платного номера и собирали деньги у присутствующих, то это было бы очевидным мошенничеством. Так же и рабочая тетрадь появляется в ходе урока и использует время урока для работы в ней».

Не будем также забывать, что приобретение  родителями рабочих тетрадей и иных учебных пособий, входящих в учебно-методический комплект, утвержденный директором образовательного учреждения, за свой счет противоречит ст.101.2 Закона «Об образовании».

5. Наши предложения.

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Просим Вас как руководителя  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования,  сделать всё возможное для того, чтобы расходные обязательства бюджета не перекладывались на плечи родителей. Просим Вас издать «методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы», которые могли бы быть однозначно истолкованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, и не оставляли бы места для вольной интерпретации норм действующего законодательства.

В свою очередь, мы, родители 7-а класса МОУ «Гимназия №2» г.Вологды, приняли для себя следующий алгоритм действий, позволяющий нам минимизировать риски возникновения в будущем конфликтных ситуаций, связанных с необходимостью приобретения тех или иных учебных пособий.

1) В начале нового учебного года предложим руководству гимназии ознакомить нас со списком учебных изданий, входящих в УМК того или иного предмета и предполагаемых к приобретению за бюджетные средства на следующий учебный год.

2) Проверим наличие данных учебных изданий в школьной библиотеке, а также проконтролируем их приобретение гимназией в случае отсутствия этих учебных изданий в библиотечном фонде.

3) Совместно с преподавателями определим рекомендательный список учебных изданий, не вошедших в УМК того или иного предмета.

4) Предложим родителям учеников нашего класса рекомендательный список учебных изданий для самостоятельного приобретения строго на добровольной основе.

С уважением,
Иванов Николай Леонидович, законный представитель учащегося 7-а класса МОУ «Гимназия №2» г. Вологды.

0

10

Решение № 2-331/2014 2-331/2014~М-263/2014 М-263/2014 от 19 августа 2014 г. по делу № 2-331/2014

Вилегодский районный суд (Архангельская область) - Гражданское
Суть спора: Прочие исковые дела

Дело № 2-331/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ19 августа 2014 года с.Ильинско-Подомское

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Волковой О.Н.,

с участием ст. помощника прокурора Вилегодского района Харитоновой Н.В.,

представителя ответчика Кудрявцевой Н.Е.,

при секретере Пузыревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вилегодского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Ильинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанностей обеспечить к учебному 2015-2016 году всех учащихся образовательного учреждения бесплатно рабочими тетрадями, входящими в учебно-методический комплекс, являющимися приложениями к учебникам за счет ассигнований бюджета Архангельской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вилегодского района Архангельской области, уточнив исковые требования, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образовательному учреждению «Ильинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанностей в срок до 01 сентября 2015 года обеспечить к учебному 2015-2016 году всех учащихся образовательного учреждения бесплатно рабочими тетрадями, входящими в учебно-методический комплекс, являющимися приложениями к учебникам за счет ассигнований бюджета Архангельской области. Свои требования мотивирует тем, что в учебном 2012-2013 году учебные тетради для учебного процесса приобретались учреждением образования самостоятельно и выдавались учащимся бесплатно. В текущем же году родителям рекомендовано сами приобретать рабочие тетради по таким школьным предметам: русский язык, математика, окружающий мир, иностранный язык (начальная школа), музыка, история, контурные карты по географии, геометрии, физика лабораторные работы (профиль), портфолио (среде и старшее звено). Из информации МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа» следует, что рабочие тетради являются частью учебно-методического комплекса, приложением к учебнику, помогают синхронизировать процесс обучения в классе и подготовку домашних заданий. При этом приобретение всех необходимых учебных пособия для многодетных или малообеспеченных семей затруднительно. В качестве причин отказа в приобретении рабочих тетрадей сделана ссылка на позицию Министерства образования и науки Архангельской области, в соответствии с которой приобретение рабочих тетрадей за счет средств областных субвенций не предусмотрено, поскольку рабочие тетради в перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, не включены. Рабочая тетрадь является учебным пособием, которым образовательному учреждению надлежит обеспечивать учеников. Отсутствие в перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к пользованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, не может служить уважительной причиной в отказе в предоставлении детям рабочих тетрадей, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что учащиеся, наряду с учебниками, должны быть обеспечены и учебными пособиями, к которым рабочие тетради относятся. Несоблюдение требований федерального законодательства влечет нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц – несовершеннолетних на образование, так как предоставляемые образовательным учреждением услуги не отвечают требованиям полноты и качества при отсутствии учебных пособий.

. В судебном заседании старший помощник прокурора Вилегодского района Харитонова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика муниципального образовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа» Кудрявцева Н.Е в судебном заседании заявила о признании иска в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу требований ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на образование, общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.Согласно ч. 1. ст. 35 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

В соответствии с п. 3.2.4.3.4.2.3 ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст) рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Таким образом, рабочая тетрадь является учебным пособием, которым образовательному учреждению надлежит обеспечивать учеников.

Установлено, что муниципальным образовательным учреждением «Ильинская средняя общеобразовательная школа» в учебном 2012-2013 году учебные тетради для учебного процесса приобретались самостоятельно и выдавались учащимся бесплатно.

В 2014 году родителям рекомендовано самим приобретать рабочие тетради по таким школьным предметам: русский язык, математика, окружающий мир, иностранный язык (начальная школа), музыка, история, контурные карты по географии, геометрии, физика лабораторные работы (профиль), портфолио (среднее и старшее звено).

Согласно части первой статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу требований частей 1, 2 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска.

Указанные в части 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания отсутствуют.

Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При таких обстоятельствах, исходя из письменного заявления ответчика о признании иска в полном объеме, принимая во внимание, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вилегодского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Ильинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанностей обеспечить к учебному 2015-2016 году всех учащихся образовательного учреждения бесплатно рабочими тетрадями, входящими в учебно-методический комплекс, являющимися приложениями к учебникам за счет ассигнований бюджета Архангельской области, удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Ильинская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 сентября 2015 года обеспечить к учебному 2015-2016 году всех учащихся образовательного учреждения бесплатно рабочими тетрадями, входящими в учебно-методический комплекс, являющимися приложениями к учебникам за счет ассигнований бюджета Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья О.Н. Волкова

Суд:

Вилегодский районный суд (Архангельская область) (подробнее)
Судьи дела:

Волкова Ольга Николаевна (судья) (подробнее)
Последние документы по делу:

Решение от 19 августа 2014 г. по делу № 2-331/2014
Решение от 29 июля 2014 г. по делу № 2-331/2014
Решение от 18 апреля 2014 г. по делу № 2-331/2014

0

11

Вот ещё по теме, тоже искали

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО от 25 сентября 2014 г. N 08-ПГ-МОН-30770 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рассмотрел обращение и в части своей компетенции сообщает.
В образовательном процессе наряду с учебниками могут использоваться учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
Рабочая тетрадь - учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (издательский ГОСТ 7.60-2003).
Данный ГОСТ относит рабочую тетрадь к учебным пособиям.
Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)).
Буквальное толкование статьи 35 Федерального закона свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.
Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся по основным общеобразовательным программам является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).
Вопрос обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями в соответствии с указанным выше списком относится к компетенции общеобразовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Решение об их приобретении принимается образовательной организацией исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации.
Обращаем внимание, что педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения обучающимся образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.
Заместитель директора Департамента
И.И.ТАРАДАНОВА

0

12

Судьбу контурных карт и школьных рабочих тетрадей на полном серьезе решают депутаты разных регионов. К инициативе присоединились и новосибирцы. Они предлагают внести ясность в федеральный закон. Из-за размытой трактовки, например, в Томске, родители и школы воюют в судах. Рабочие тетради, которые используют один год, тоже можно отнести в разряд учебников, а их должны выдавать в библиотеке бесплатно. Но тогда расходы школ возрастут в четыре раза.

0

13

Чё, с дуба рухнули  http://i061.radikal.ru/1005/ba/3b89a947cb01.gif

может ещё и форму и обеды бесплатно?
Они же  итак типа бесплатные учебники сделали. Только у друзей, например, не все учебники дают - некоторые только на уроке и в конце урока отбирают  :canthearyou:

А так тетрадки в детстве тоже сами покупали.

0

14

Masyanya написал(а):

может ещё и форму и обеды бесплатно?
Они же  итак типа бесплатные учебники сделали.

Но тетрадки тоже должны быть бесплатные.

Сегодня по России-1 сюжет был, что тетради бесплатно выдавать обязаны, но как всегда "неть денег в бюджете" блин...

И в СМИ статейка: "Директор прикамской школы наказана за сбор денег на рабочие тетради для учеников начальной школы"

Прокуратура проверила Нижнемуллинскую школу. Выяснилось, что с родителей собирались деньги на покупку рабочих тетрадей.

На родительском собрании в мае большинством голосов родителей принято решение о покупке дополнительных тетрадей. Сбор денег и закупка осуществлялись председателем родительского комитета. Но по закону все учебные материалы должны приобретаться за счет школы. Поэтому директору объявлено дисциплинарное взыскание.
– Об этих тетрадях я узнала только от прокуратуры, – пояснила 59.ru директор школы Надежда Трясолобова. – Решение о покупке было принято родителями на собрании. Они сами решили, что их детям нужны дополнительные прописи, и сами же их покупали. В школе все знают, что никакие деньги мы собирать не имеем права. Сегодня на собрании с учителями я еще раз об этом напомнила.
По словам директора, с родителей собиралось около тысячи рублей. Сейчас сбор денег прекращен.

+1

15

0


Вы здесь » ИЖЕВСК » #ШКОЛЫ ИЖЕВСКА » Бесплатные учебники в школе. Бесплатные рабочие тетради