Музей-усадьба художников А. и П. Сведомских

Музей-Усадьба художников Александра и Павла Сведомских находится в деревне Завод Михайловский в 40 км от города Чайковского. Усадьба является бывшим родовым имением известных в России в конце XIX века художников А. и П. Сведомских. Село Завод Михайловский основано титулярным советником Пермского Губернского правления, кавалером орденов Святого Владимира 4-ой степени и Анны 2-ой степени Михаилом Гавриловичем Сведомским. В 1826 году он приобрёл около 13 тысяч десятин земли на юго-западе Осинского уезда Пермской губернии, так называемую «камбарскую вотчину». На этих землях Михаил Сведомский образовал имение, построив здесь два винокуренных завода—Михайловский на речке Малой Камбарке и Николаевский на речке Большой Камбарке.
К началу 40-х годов XIX в. Винокуренные заводы Сведомского вырабатывали в год до 150 тысяч вёдер хлебного вина и спирта. Продукция отправлялась в магазины Пермской, Ставропольской, Архангельской губерний, а также в земли Войска Донского. Известен факт выхода М. Сведомского со своей продукцией на мировой рынок: через торговый дом «Ланц и компания» он отправил 700 вёдер джина в Америку. При Михайловском винокуренном заводе имелись солодовня с овином, кирпичный сарай, мукомольная мельница. Кроме того, для нужд его в 1828 году в Михайловском имении учреждён конный завод, а в 1829 году для переработки золы с винокурения предприимчивый хозяин устроил поташный завод. Сын священника, известный общественный деятель М. Г. Сведомский заботился не только о промышленном развитии своего имения. Он одним из первых в уезде при своих заводах открыл больницу. В 1842 году на его средства в Михайловском построена церковь в честь святого великомученика Михаила Черниговского. М. Г. Сведомский умер 11 сентября 1847 года в возрасте 62 лет. После его смерти Михайловское унаследовал его племянник, лесничий Александр Павлович Сведомский—отец художников. После смерти А. П. Сведомского его жена Екатерина Осиповна переехала вместе с сыновьями из России в Мюнхен. В 1870 году Александр и Павел Сведомские поступили в Дюссельдорфскую академию художеств, затем занимались в мастерской известного художника-реалиста Мункачи. В 1875 году братья поселились в Риме, сняв квартиру в тихом переулке Маргутта. Климат Средиземноморья был предписан Павлу врачами из-за предрасположенности к одной из форм туберкулёза. Ежегодно с июня по сентябрь братья проводили время в своём родовом имении. Александр активно участвовал в управлении Михайловским, Павел много и плодотворно работал в мастерской. В начале XX века уходят из жизни один за другим владельцы дворянского гнезда братья Сведомские, в 1904—Павел, в 1911— Александр. Оба брата похоронены в Риме на кладбище Тестаччо.
В результате революционных событий 1917 года «имение наследников Сведомских со всем его инвентарём, а также…леса, воды, лесопилки, завод, мельницы и другие предприятия взяты в пользу народа». Создававшееся 90 лет «старое гнездо приуральских помещиков» прекратило свое существование. В господском доме поместили школу-семилетку, в последствии организовали загородный пионерский лагерь. В 1993 году на территории бывшей усадьбы создано ООО «Михайловское»—туркомп-лекс «Славянский двор». Более 15 лет семья частных предпринимателей Сбоевых, являющаяся арендатором территории усадьбы, совместно с музейными работниками, краеведами проводят работу по её возрождению. В ходе работы достигнуты немалые результаты. Усадьба «Славянский двор» введена в реестр памятников истории и культуры областного значения постановлением губернатора Пермской области от 2 сентября 1998 года.
На её территории проходят, ставшие традиционными, научно-практические конференции «Сведомские чтения». В марте 2007 года, после реставрации господского дома был открыт Музей-усадьба Сведомских. Его историко-биографическая экспозиция рассказывает об основателе усадьбы—Михаиле Гавриловиче и её знаменитых владельцах—художниках Павле и Александре Сведомских. Эта усадьба включёна в региональные туристические маршруты и является популярным экскурсионным объектом. Сегодня это некогда забытое и полуразрушенное дворянское имение превратилось в памятник истории и культуры, играющий важную роль в формировании культурной среды региона.


Чайковский